Название статьи

ПАХАРЬ И МУЗЫКА КАК ГЕНДЕРНЫЕ ПЕРСОНИФИКАЦИИ ЧЕШСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ

Автор/ы

Г. П. Мельников

Сведения об авторе/авторах

Георгий Павлович Мельников — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт славяноведения Российской академии наук, Ленинский пр., д. 32 А, 119991 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2643-9639 E-mail: geramel@mail.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2021

Номер журнала

Т. 59

Страницы

С. 8-20

Дата поступления статьи

20.10.2020

Дата публикации

28.03.2021

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-59-8-20

Индекс УДК

008

Индекс ББК

71.05(4Чех)

Аннотация

В культуре чешского национального возрождения сформировалась символическая аутоидентификация, выразившаяся в образах Пахаря и Музыки. Рисунки Й. Манеса и скульптуры Й. Мыслбека увековечили эти образы как гендерные символы чешской идентичности. В рисунке Манеса «Domov» представлены фигуры Пахаря и Музыки. Семантика произведения многопланова, что дает импульс к ее культурологической интерпретации. Символическая фигура Пахаря в чешском историко-культурном сознании ассоциировалась с Пршемыслом-пахарем — легендарным основателем династии Пршемысловцев. Согласно чешской этатизационной легенде, изложенной Козьмой Пражским, Пршемысл был избран князем по указанию правительницы чехов Либуше, которая взяла его в мужья. Название рисунка отсылает нас к песне Й. К. Тыла, ставшей в XIX в. как бы неофициальным гимном чехов. На рисунке Манеса Либуше заменена символической фигурой Музыки как воплощения национального гения чехов. Историко-патрио-тические коннотации создают тот образ чешского народа, который сформировался в эпоху национального возрождения. Чешская идентичность проявилась в гендерном плане как гармония мужского и женского начал, труда на земле и музыки. В композиции рисунка заложена идея органического труда как основы творчества, искусства. Ярким воплощением чешской национальной специфики стал цикл рисунков Манеса «Музыка», показывающий жизненный путь чешского крестьянина, сопровождаемый музыкой от рождения до смерти. Скульптура «Музыка» Мыслбека, ставшая центром парадного фойе новой святыни чешского народа — Национального театра в Праге, предстает как олицетворение чешской идентичности в культуре. Женская ипостась Музыки отождествляется с душой народа, находящегося в условиях социокультурной и политической эмансипации. 

Ключевые слова

символическая аутоидентификация, гендер, культура, искусство, музыка, Чехия, Й. Манес, Й. Мыслбек.

Список литературы

1 Бэлза И. Ф. Очерки развития чешской музыкальной классики. М.; Л.: МУЗГИЗ, 1951. 588 с.

2 Мартынов И. И. Бедржих Сметана. М.: МУЗГИЗ, 1963. 496 с.

3 Мельников Г. П. Чешская этатизационная легенда в средневековой хронистике // Вестник славянских культур. 2014. № 2. С. 9–13.

4 Тилковскы В. Манес. Будапешт: Изд-во Корвина, 1962. 96 с.

5 Josef Václav Myslbek / text by L. Kofránek, K. Pokorný and other. Praha: Státní nakladatelství krásné literatury, 1954. 238 s.

6 Josef Mánes / edited by J. Pečírka. Praha: Melantrich, 1939. 496 s.

PDF-файл

Скачать