Название статьи |
«ЗОИНО СТОЯНИЕ» — СЕМИОТИКА МИФОЛОГИЧЕСКОГО НАРРАТИВА |
Автор/ы |
В. Ю. Лебедев |
Сведения об авторе/авторах |
Владимир Юрьевич Лебедев — доктор философских наук, доцент, Институт педагогического образования и социальных технологий, Тверской государственный университет, ул. Желябова, д. 33, 170100 г. Тверь, Россия. E-mail: semion.religare@yandex.ru Александр Михайлович Прилуцкий — доктор философских наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, ул. Казанская, д. 6, 191186 г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: alpril@mail.ru |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2020 |
Номер журнала |
Т. 55 |
Страницы |
С. 8–20 |
Дата поступления статьи |
29.04.2019 |
Дата публикации |
28.03.2020 |
Индекс DOI: |
10.37816/2073-9567-2020-55-8-20 |
Индекс УДК |
008 |
Индекс ББК |
71.05 |
Аннотация |
В статье рассматривается семиотическая специфика параагиографического нарратива на примере широко известного повествования о «Зоином стоянии». Указанный памятник принадлежит полю народной религиозности и функционирует в семиотическом пространстве как благочестивый фольклор. Характерными признаками выступают наличие структуры, роднящей данный нарратив с религиозным фольклором, и вариативность, задаваемая спецификой культурной среды, в результате чего возникают разнообразные варианты. Сыграла роль и религиозная атмосфера провинциального города. Авторы рассматривают вариативные версии в зависимости от их частотности, как частотные типичные, так и редкие. По мере отдаления во времени предполагаемых событий данный нарратив обретает черты авторитетного текста, повествующего о совершенно реальных событиях. Это вызывает продолжающиеся споры о событиях, семиотизированных в тексте. В жанровом отношении «Зоино стояние» является уникальным текстом, сочетающим в себе признаки нескольких разных жанров. Изменение жанрового облика текста объясняется с использованием модели семиотического дрейфа. Основной мотив — окаменение, он восходит еще к библейской метафорике. К нему добавляются прочие семантические компоненты, включая и осуждение атеистической культуры. Метафора духовного окаменения переходит в окаменение физическое. Появления возле окаменевшей девушки старца, которому смог прекратить окаменение, что не удалось другим, явное влияние растущей популярности харизматического старчества. Рассматривается и редкий протестантский вариант нарратива. Новым этапом семиозиса является кинематографическое творчество, способное при определенных обстоятельствах дать новый толчок дальнейшим трансформациям. Авторы опираются на разно-образную источниковую базу, включая и собранный ими устный материал. |
Ключевые слова |
агиография, апокриф, церковная легенда, народная религиозность, религиозный дискурс, мифология. |
Список литературы |
1 Было ли чудо «окаменевшей Зои» // Историческая Самара. URL: http://историческая-самара.рф/каталог/самарская-аномалия/было-ли-«чудо-окаменевшей-зои».html (дата обращения: 27.03.2019). 2 Было ли на самом деле стояние Зои и почему жители Самары считают, что несчастья, связанные с таинственным домом, еще не закончились // REP. URL: https://rep.ru/articles/1056-bilo-li-na-samom-dele-zoino-stoyanie-i-pochemu-zhiteli-samari-schitayut-chto-neschastya-svyazannie-s-tainstvennim-domom-eshe-ne-zakonchilis/ (дата обращения: 27.03.2019). 3 Воронцов А. В., Головушкин Д. А., Прилуцкий А. М. Социосемиотическая спе-цифика современного мифа об Иване Грозном // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 12–19. 4 Зоя с иконой // Православный канал. URL: https://kanal21.ru/zoja-s-ikonoj/#i-6 (дата обращения: 27.03.2019). 5 Лебедев В. Ю., Прилуцкий А. М., Светлов Р. В. К вопросу о культе «св. Григория Нового» (Г. Е. Распутина) в маргинальном православии // Вестник славянских культур. 2018. Т. 47. С. 27–39. 6 Логинов А., Иванова О. В. Особенности покаянных паттернов по материалам рукописных религиозных текстов 1940–1970 гг. из собрания музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ в. // Церковь. Богословие. История. Мат. V Междунар. науч.-богословской конф., посвящ. Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской. Екатеринбург: Изд-во Екатеринбургской духовной семинарии, 2017. С. 10–21. 7 Лоевская М. М. Проблемы современной житийной литературы: агиографический кич, визионерство, мифологизация // Вестник МГУ. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2005. № 1. С. 102–117. 8 «Окаменевшая Зоя»: самый страшный «религиозный» случай в СССР // Русская семерка. URL: https://russian7.ru/post/okamenevshaya-zoya-samyy-strashnyy-reli/ (дата обращения: 27.03.2019). 9 Петров Н. В. «Зоино стояние»: фольклорный сюжет и социальная реальность // Традиционная культура. 2018. Т. 19. № 3 (71). С. 112–125. 10 Прилуцкий А. М. О типологии семиотического дрейфа в пространстве религиозного семиозиса // Вестник ТвГУ. Серия: Филология. 2018. № 2. С. 51–55. 11 Разоблачаем! В Самаре окаменела девушка с иконой? // MGIMO CAREER CENTRE. URL: http://career.mgimo.ru/page/adaptive/id31258/blog/4394903/?ssoRedirect=true (дата обращения: 27.03.2019). 12 Рынковой И. В. Феномен чуда // Вестник МГУКИ. 2010. № 5 (37). С. 46–51. 13 Соколов-Митрич Д. Каменная Зоя // Православие и мир. URL https://www.pravmir.ru/kamennaya-zoya/ (дата обращения: 27.03.2019). 14 Стояние Зои. 1956. С послесловием публикаторов // Тропинка к храму. URL: http://www.tropinka.orthodoxy.ru/zal/chudesa/stojanie.htm (дата обращения: 27.03.2019). 15 Христофорова О. Б. Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в современной России. М.: Изд-во ОГИ, 2010. 431 с. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|