Название статьи |
РЕМЕСЛЕННЫЕ ШКОЛЫ ЦАРСКОЙ РОССИИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ XIX В. |
Автор/ы |
Е. В. Морозова М. В. Громова |
Сведения об авторе/авторах |
Екатерина Васильевна Морозова — кандидат искусствоведения, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и художественного текстиля, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 117997 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0663-0498. E-mail: morosowa8888@rambler.ru Мария Валентиновна Громова — старший преподаватель, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 117997 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1253-6203. E-mail: gromova33255@gmail.com |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2021 |
Номер журнала |
Т. 59 |
Страницы |
С. 307–320 |
Дата поступления статьи |
07.02.2020 |
Дата публикации |
28.03.2021 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-59-307-320 |
Индекс УДК |
74.01/.09 |
Индекс ББК |
37.23(2)52+37.27(2)52+85.12(2)52 |
Аннотация |
В статье рассматриваются особенности становления системы образования и подготовки специалистов для нужд текстильного производства в дореволюционной России. Начало XIX в. характеризуется бурным ростом уже имеющихся мануфактур и стремительным появлением новых. Такое положение вызвало острую конкуренцию среди их владельцев. Понимание значения образования среди рабочих приходит сначала к самым передовым из промышленников. Представители крупных предприятий понимали, что образование способно повысить производительность труда, сократить число несчастных случаев на производстве, вызванных пьянством или низкой технической культурой, уменьшить число хищений фабричной продукции, улучшить взаимопонимание между фабрикантами и рабочими. Кроме того, во главу угла ставилась задача обеспечить текстильные мануфактуры отечественными квалифицированными специалистами, способными разбираться в технологических процессах создания тканей, а также проектировать высокохудожественные печатные рисунки различного назначения. Все это побудило многих владельцев текстильных производств открыть школы при фабриках, где могли проходить обучение не только дети работников предприятий, но и сами рабочие, проявлявшие интерес к саморазвитию и повышению квалификации. В течение всего XIX столетия при промышленных предприятиях открываются училища и ремесленные школы, которые готовили специалистов для удовле-творения собственных нужд предприятий. Особое место в ряду фабричных школ занимают учебные заведения художественно-промышленного направления. Здесь закладывались основы отечественного среднего и высшего профессионального образования. Учебные планы и программы ремесленных учебных заведений разрабатывались с учетом опыта средних художественно-промышленных учебных заведений. В школе, кроме общеобразовательных предметов, изучали линейное рисование (т. е. черчение) и узорное рисование. Будущих мастеров учили анализу лучших образцов, воспитывая аналитическое мышление. Соединение теории и практики в системе обучения стало стартом для развития проектного творчества. |
Ключевые слова |
текстильная промышленность XIX в., печатный и ткацкий текстиль, фабричная ремесленная школа, образование в рабочей среде, мануфактура, профессиональное образование, методика обучения, преподавание рисования в школах при фабриках и художественных училищах в XIX в. |
Список литературы |
1 Баранова Л. А. Положение фабрично-заводских рабочих Москвы в конце XIX – начале XX вв.: дис. … канд. ист. наук. М., 2011. URL: https://www.dissercat.com/content/polozhenie-fabrichno-zavodskikh-rabochikh-moskvy-v-kontse-xix-nachale-xx-vv (дата обращения: 24.04.2019). 2 Бесчастнов Н. П. Российская школа подготовки художников для текстильной и легкой промышленности. Становление и развитие. М.: Изд-во МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2005. 126 с. 3 Бесчастнов Н. П., Журавлева Т. А. Художественное проектирование текстильного печатного рисунка: учебн. пособие. М.: Изд-во МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2003. 294 с. 4 Бородкин Л. И., Валетов Т. Я., Шильникова И. В. Школы на дореволюционных фабриках: «Создание кадров более развитых рабочих» // Pandia.ru. URL: http://www.pandia.ru/text/77/398/37990.php (дата обращения 30.03.2019). 5 Валетов Т. Я. Система социального обеспечения как фактор мотивации труда на фабриках товарищества мануфактур Н. Н. Коншина в начале XX в. // Hist.msu.ru. URL: http://www.hist.msu.ru/Labour/Article/social.htmm (дата обращения: 15.03.2019). 6 Громова М. В., Морозова Е. В. Роль ремесленных школ в развитии печатного текстиля в России XIX в. // Концепции, теория методики фундаментальных и прикладных научных исследований в области инклюзивного дизайна и технологий. М.: Изд-во РГУ им. А. Н. Косыгина, 2020. Ч. 1. С. 105–110. 7 Зражевская М. В. Низшие технические школы и училища России начала XX в. (на примере Читинской художественно-промышленной школы 1914–1923 гг.) // Педагогика: традиции и инновации: мат. II Междунар. научн. конф. Челябинск, 20–23 октября 2012. Челябинск: [б.и.], 2012. С. 29–34. 8 Лаврентьев А. Н. История дизайна: учебн. пособие. М.: Гардарики, 2007. 303 с. 9 Материалы к истории Прохоровской Трехгорной мануфактуры и торгово-промышленной деятельности семьи Прохоровых. Годы 1799–1915. Историко-статистический очерк. М.: Тов-во тип. Мамонтова, 1916. 473 с. 10 Рогачевская М. А. Предприниматель и меценат Тимофей Прохоров — создатель первого в России профессионального училища // Сибирская финансовая школа. 2013. № 1. С. 157–162. 11 Степанов М. С. Среднее и низшее художественно-промышленное образование в дореволюционной России: дис. … канд. пед. наук. Курск, 1970. 348 с. |
PDF-файл |