Название статьи |
РУКОПИСНАЯ КНИГА ИВ. НОВИКОВА «ПЛАТОК ЗАБВЕНИЯ» И ТРАДИЦИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КНИЖНОСТИ |
Автор/ы |
Т. И. Радомская М. Л. Федоров |
Сведения об авторе/авторах |
Татьяна Игоревна Радомская — доктор филологических наук, профессор, Институт славянской культуры, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина, Хибинский пр., д. 6, 129125 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9442-7643 Максим Львович Федоров — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6540-1767 |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2022 |
Номер журнала |
Т. 66 |
Страницы |
С. 263–276 |
Дата поступления статьи |
20.08.2022 |
Дата одобрения рецензентами |
05.10.2022 |
Дата публикации |
28.12.2022 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-66-263-276 |
Индекс УДК |
821.161.1.0 |
Индекс ББК |
83.3(2Рос=Рус) |
Аннотация |
В первой трети ХХ в. в русской культуре сложилась определенная традиция создания рукописной книги. В значительной степени она опиралась на наследие древнерусской книжности, где книга представляла собой многоуровневый семиотический объект, имеющий сакральное значение. Начиная от переплета и качества бумаги и заканчивая содержанием, древнерусская книга призвана была прославлять Бога и показывать человека как образ и подобие Бога. Средневековая книга как совокупность буквенных обозначений прочитывается, как минимум, в четырех измерениях: цветовом, графическом, звуковом и числовом. И только совокупность всех этих уровней давала полноту смысла, отражающую гармонию мира и полноту бытия. В ОР ИМЛИ отложился уникальный документ — рукописная книга писателя Ив. Новикова, созданная в начале 1920-х гг. и включающая в себя стихотворный цикл «Платок забвения». Оформленная автором в традициях дореформенной орфографии, украшенная иллюстрациями она представляет собой памятник, имеющий особую богословскую программу, ключ к пониманию которой автор находит в русском средневековье. В статье показано, как традиции искусства книги Древней Руси оживают и наполняются новыми смыслами в советской культуре 1920-х гг. |
Ключевые слова |
Ив. Новиков, древнерусская книжность, рукописная книга, искусство книги, советская поэзия, архив. |
Список литературы |
1 Бунин И. А. Публицистика 1918–1953 годов. М.: Наследие, 1988. 635 с. 2 Ильин И. А. О русском правописании // Сб. ст. о русском национальном правописании. М.: ЛКИ, 2006. С. 36–39. 3 Критика и библиография // Известия. 12 сентября 1924. № 208. С. 4. 4 Мещеряков Н. Литература и искусство // Правда. 2 апреля 1922. № 75. С. 6. 5 Михайлова М. В. Творчество И. А. Новикова в дореволюционной критике // И. А. Новиков в кругу писателей-современников. Орел-Мценск: Труд, 2003. 263 с. 6 Михайлова М. В. «…Непререкаема — только поэзия» // Новиков И. А. Духу Святому. Дыхание земли. Мценск: Мценская городская библиотека им. И. А. Новикова, 2006. С. 145–157. 7 М-ич В. Литературные заметки // Труд. 2 апреля 1922. № 7. С. 3. 8 Набоков В. В. Стихотворения и поэмы. М.: Современник, 1991. 577 с. 9 Осоргин М. А. Книжная лавка писателей // Наше наследие. 1989. № 6 (12). С. 124–131. 10 Радомская Т. И. Образ света: поэтика древнерусской книжности в художественных текстах русской литературы постреволюционных десятилетий (М. Цветаева, О. Мандельштам, А. Ахматова, Б. Пастернак) // Вестник славянских культур. 2021. Т. 62. С. 174–183. https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-62-174-183 11 Саблина Н. П. Буквица славянская. М.: Издат. дом «Покров ПРО», 2013. 192 с. 12 Свирин А. Н. Искусство книги Древней Руси. М.: Искусство, 1964. 300 с. 13 Цветаева Марина: «Берегите Гнездо и Дом…». Страницы русского лихолетия в творчестве поэта. М.: Совпадение, 2005. 237 с. |
PDF-файл |