Название статьи

РУКОПИСНАЯ КНИГА ИВ. НОВИКОВА «ПЛАТОК ЗАБВЕНИЯ»  И ТРАДИЦИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КНИЖНОСТИ

Автор/ы

Т. И. Радомская

М. Л. Федоров

Сведения об авторе/авторах

Татьяна Игоревна Радомская — доктор филологических наук, профессор, Институт славянской культуры, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина, Хибинский пр., д. 6, 129125 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9442-7643
E-mail: radomtatig@gmail.com

Максим Львович Федоров — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6540-1767
E-mail: maksimfyodorov@yandex.ru

Рубрика

Филологические науки

Год

2022

Номер журнала

Т. 66

Страницы

С. 263–276

Дата поступления статьи

20.08.2022

Дата одобрения рецензентами

05.10.2022

Дата публикации

28.12.2022

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-66-263-276

Индекс УДК

821.161.1.0

Индекс ББК

83.3(2Рос=Рус)

Аннотация

В первой трети ХХ в. в русской культуре сложилась определенная традиция создания рукописной книги. В значительной степени она опиралась на наследие древнерусской книжности, где книга представляла собой многоуровневый семиотический объект, имеющий сакральное значение. Начиная от переплета и качества бумаги и заканчивая содержанием, древнерусская книга призвана была прославлять Бога и показывать человека как образ и подобие Бога. Средневековая книга как совокупность буквенных обозначений прочитывается, как минимум, в четырех измерениях: цветовом, графическом, звуковом и числовом. И только совокупность всех этих уровней давала полноту смысла, отражающую гармонию мира и полноту бытия. В ОР ИМЛИ отложился уникальный документ — рукописная книга писателя Ив. Новикова, созданная в начале 1920-х гг. и включающая в себя стихотворный цикл «Платок забвения». Оформленная автором в традициях дореформенной орфографии, украшенная иллюстрациями она представляет собой памятник, имеющий особую богословскую программу, ключ к пониманию которой автор находит в русском средневековье. В статье показано, как традиции искусства книги Древней Руси оживают и наполняются новыми смыслами в советской культуре 1920-х гг. 

Ключевые слова

Ив. Новиков, древнерусская книжность, рукописная книга, искусство книги, советская поэзия, архив.

Список литературы

1 Бунин И. А. Публицистика 1918–1953 годов. М.: Наследие, 1988. 635 с.

2 Ильин И. А. О русском правописании // Сб. ст. о русском национальном правописании. М.: ЛКИ, 2006. С. 36–39.

3 Критика и библиография // Известия. 12 сентября 1924. № 208. С. 4.

4 Мещеряков Н. Литература и искусство // Правда. 2 апреля 1922. № 75. С. 6.

5 Михайлова М. В. Творчество И. А. Новикова в дореволюционной критике // И. А. Новиков в кругу писателей-современников. Орел-Мценск: Труд, 2003. 263 с. 

6 Михайлова М. В. «…Непререкаема — только поэзия» // Новиков И. А. Духу Святому. Дыхание земли. Мценск: Мценская городская библиотека им. И. А. Новикова, 2006. С. 145–157.

7 М-ич В. Литературные заметки // Труд. 2 апреля 1922. № 7. С. 3.

8 Набоков В. В. Стихотворения и поэмы. М.: Современник, 1991. 577 с. 

9 Осоргин М. А. Книжная лавка писателей // Наше наследие. 1989. № 6 (12). С. 124–131.

10 Радомская Т. И. Образ света: поэтика древнерусской книжности в художественных текстах русской литературы постреволюционных десятилетий (М. Цветаева, О. Мандельштам, А. Ахматова, Б. Пастернак) // Вестник славянских культур. 2021. Т. 62. С. 174–183. https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-62-174-183

11 Саблина Н. П. Буквица славянская. М.: Издат. дом «Покров ПРО», 2013. 192 с. 

12 Свирин А. Н. Искусство книги Древней Руси. М.: Искусство, 1964. 300 с.

13 Цветаева Марина: «Берегите Гнездо и Дом…». Страницы русского лихолетия в творчестве поэта. М.: Совпадение, 2005. 237 с.

PDF-файл

Скачать