Название статьи |
ГЕРОЙ-БУНТАРЬ В КОНТЕКСТЕ ПРОЗЫ И. Э. БАБЕЛЯ |
Автор/ы |
И. В. Юзефович |
Сведения об авторе/авторах |
Илья Викторович Юзефович — кандидат филологических наук, доцент, Академия им. Маймонида, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Садовническая ул., д. 52/45, 115035 г. Москва, Россия. E-mail: ilvicu@list.ru |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2020 |
Номер журнала |
Т. 55 |
Страницы |
С. 173–185 |
Дата поступления статьи |
06.11.2019 |
Дата публикации |
28.03.2020 |
Индекс DOI: |
10.37816/2073-9567-2020-55-173-185 |
Индекс УДК |
821.161.1 |
Индекс ББК |
83.3(2Рос=Рус)6 |
Аннотация |
В творчестве И. Э. Бабеля можно проследить путь от бунта против национальной традиции к ее принятию, примирению. Реконструируя литературную генеалогию Кирилла Лютова, автобиографического героя цикла «Конармия», мы впервые предприняли попытку рассмотреть этот образ в широком контексте современной Бабелю ивритской литературы. Одним из основных ее персонажей был «талуш» — еврейский «лишний человек», восставший против традиции предков, устремившийся к европейскому просвещению. Он, подобно русскому дворянину первой половины ХIХ в., оторвался от истоков и оказался на перепутье, между двух миров. Однако его бунт оказывается безуспешным: оторвавшись (слово «талуш» переводится как «оторванный») от национальных корней, он так и не смог примкнуть к желанному миру европейской культуры. Кирилл Лютов, совмещая в себе черты «талуша» и русского интеллигента, сумел примирить шатры Сима с красотой Иафета, достиг синтеза двух национальных миров. Кроме того, нами прослеживается эволюция героя-бунтаря в творчестве Бабеля. Постепенно щуплый еврейский юноша в очках, вооруженный саблей и винтовкой, готовый, скорее, принести себя в жертву, нежели убивать, преображается в творчестве И. Э. Бабеля в нового героя, того, о котором так мечтали еврейские (писавшие как на идише и иврите, так и на русском языке) авторы предшествующих эпох: в ветхозаветного богатыря, одесского Самсона Беню Крика. |
Ключевые слова |
Бабель, первая треть XX в., русско-еврейские литературные связи, «талуш», диалог культур. |
Список литературы |
1 Бабель И. Э. Соч.: в 2 т. М.: Худож. лит., 1990. Т. 1: Рассказы 1913–1924 гг.; Публицистика; Письма. 478 c. Т. 2: Конармия; Рассказы 1925–1938 гг.; Пьесы; Воспоминания, портреты; Статьи и выступления; Киносценарии. 574 с. 2 Бердичевский М. Й. Два стана // Авторский сайт Зои Копельман. URL: http://zoya-kopelman.rjews.com/sifrut/berdich_dva-stana.html (дата обращения: 29.01.2020). 3 Библия: Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Моск. Патриархия, 1988. 1371 с. 4 Бялик Х. Н. Последний // Стихи и поэмы. Иерусалим: Библиотека-Алия, 1994. С. 97. 287 с. 5 Гнесин У. Н. Стороною // Авторский сайт Зои Копельман. URL: http://zoya-kopelman.rjews.com/sifrut/gnesin_storonoyu.html (дата обращения: 29.01.2020). 6 Гольдберг Л. Ицхак Бабель: на иврите, в письмах и вообще… (О сборнике «Сипурим» в переводе Авраама Шлионского) (יצחק באבל:בעברית,במכתביו ובכלל) // Амот. 1963. № 1. Июнь-июль. С. 54–75. 7 Гольдберг Л. Рыжий Мотэлэ (Об Иосифе Уткине) // Амот. 1962. № 2, октябрь-ноябрь. С. 28–33. 8 Жолковский А. К. Полтора рассказа Бабеля: «Гюи де Мопассан» и «Справка/Гонорар». Структура, смысл, фон. М.: Либроком, 2013. 288 с. 9 Левин C. «С еврейской точки зрения…». Избранные статьи и очерки. Иерусалим: Филобиблон, 2010. 484 с. 10 Пастернак Б. Л. Полн. собр. соч. с прилож.: в 11 т. М.: Слово, 2005. Т. 8: Письма. 1927–1934. 766 с. 11 Погорельская Е. И. Бабель и другие с «еврейской точки зрения» // Семь искусств. URL: http://7iskusstv.com/2011/Nomer12/Pogorelskaja1.php#ftn1 (дата обращения: 29.01.2020). 12 Погорелый А., Юзефович И. В. // Сайт Jewishgalicia. URL: http://www.jewishgalicia.net/website/modules/database/Item.aspx?pid=407&type=10&id=83 (дата обращения: 29.01.2020). 13 Подобрий А. В. Еврейский мир и маркеры еврейской культуры в «Конармии» И. Бабеля // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 71. С. 122–129. 14 Розенсон Д. Бабель: человек и парадокс. М.: Книжники. Текст, 2015. 384 с. 15 Юзефович И. В. «Лишний человек» и «талуш». Социальные и исторические предпосылки появления «беспочвенного героя» // Тирош. Труды по иудаике. 2011. № 11. С. 35–48. 16 Юзефович И. В. «Лишний человек» и «талуш». «Лишний человек» как проекция отчуждения писателя // Тирош. Труды по иудаике. 2012. № 12. С. 233–242. 17 Юзефович И. В. «Талуш» и «лишний человек»: отмирающая группа, или вечные герои // Тирош. Труды по иудаике. 2013. № 13. С. 93–104. 18 Wisse R. R. No Joke: Making of Jewish Humor. Princeton: Princeton University Press, 2013. 296 p. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|