Название статьи |
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ РОК 1970–1980-Х ГГ. В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКОЙ |
Автор/ы |
Е. А. Савицкая |
Сведения об авторе/авторах |
Елена Александровна Савицкая — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник, Государственный институт искусствознания, Козицкий переулок, д. 5, 125009 г. Москва, Россия. E-mail: helen@inrock.ru |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2019 |
Номер журнала |
Т. 52 |
Страницы |
С. 261–275 |
Дата поступления статьи |
17.07.2018 |
Дата публикации |
28.06.2019 |
Индекс УДК |
78.03 |
Индекс ББК |
85.318 |
Аннотация |
Статья посвящена различным аспектам взаимодействия отечественной рок-музыки с академической музыкальной культурой. Несмотря на декларируемую дистанцированность рока от музыкальной «классики» и превалирование в отечественном роке текстово-поэтической составляющей, взаимодействие с академической музыкой могло выражаться как в общем обогащении художественного тезауруса рока, так и в форме стилизаций, цитат, обработок классических произведений. Подобный интерес, пусть не столь часто встречающийся, но весьма значимый, в отечественном роке 1970–1980-х гг. складывался двумя путями: во-первых, через прослушивание известных у нас зарубежных рок-образцов, обращавшихся к «классике» (обработка «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского британской группой «ELP», бахианство у «Procol Harum» и др.); во-вторых, через непосредственное общение с академическим искусством в процессе музыкального образования и творческого досуга. В статье рассматриваются примеры подобного взаимодействия в творчестве отечественных групп «Сонанс», «Автограф», «Веселые ребята», композитора Эдуарда Артемьева, выявляются критерии «глубины» проникновения интерпретаторов в оригинальный материал. Отмечается особое внимание к творчеству русских и советских композиторов, которое зачастую рассматривается отечественными рокерами в контексте современной им эпохи. |
Ключевые слова |
рок-музыка, русский рок, отечественный рок, академическая музыка, цитирование, обработка, стилизация, аранжировка, стилевой диалог. |
Список литературы |
1 Бубенникова Л. Рок-музыка // Эстрада в России. ХХ век. Энциклопедия. М.: Олма-Пресс, 2004. С. 568–570. 2 Добрюха Н. Рок из первых рук. М.: Молодая гвардия, 1992. 304 с. 3 Журкова Д. Искушение прекрасным. Классическая музыка в современной массовой культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2016. 336 с. 4 Карасюк Д. История свердловского рока 1961–1991: от «Эльмашевских битлов» до «Смысловых галлюцинаций». Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. 520 с. 5 Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 254 с. 6 Петрушанская Е. Путь к утрате взаимности? К вопросу о ценностях российской музыкальной культуры 1917–1970-х годов // Высокое и низкое в художественной культуре. СПб: Нестор-История, 2013. T. II. С. 139–176. 7 Савицкая Е. Эркки-Свен Тююр (In Spe): Свободный художник // InRock. 2017. № 4 (82). С. 12–15. 8 Сыров В. Стилевые метаморфозы рока. СПб: Композитор, 2008. 312 с. 9 Уварова Е. «Веселые ребята» // Эстрада в России. ХХ век. Энциклопедия. М.: Олма-Пресс, 2004. С. 112–113. 10 Уварова Е. Слободкин Павел Яковлевич // Эстрада в России. ХХ век. Энциклопедия. М.: Олма-Пресс, 2004. С. 616–617. 11 Цукер А. И рок, и симфония. М.: Композитор, 1993. 301 с. 12 Чередниченко Т. Традиция без слов. Медленное в русской музыке // Новый мир. 2000. № 7. С. 173–194. 13 Sharman J. Blood & Tinsel: A Memoir. Melbourne: The Miegunyah Press, 2008. 403 с. 14 Under the Influence... // DGM Live. URL: https://www.dgmlive.com/news/under-the-influence-070112 (дата обращения: 08.07.2018). |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|