Название статьи |
К ВОПРОСУ О ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ ПЕЙЗАЖА ЭПОХИ СИМВОЛИЗМА И МОДЕРНА (НА ПРИМЕРЕ РАБОТ 1890‑Х ГГ. М. В. ЯКУНЧИКОВОЙ-ВЕБЕР, К.А. СОМОВА, А.Н. БЕНУА) |
Автор/ы |
Мишачева И.В. |
Сведения об авторе/авторах |
Ирина Валентиновна Мишачева — кандидат культурологии, доцент, Институт славянской культуры, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технология. Дизайн. Искусство), Хибинский пр., д. 6., 129337 г. Москва, Россия |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2024 |
Номер журнала |
Т. 73 |
Страницы |
С. 328–351 |
Дата поступления статьи |
22.02.2024 |
Дата одобрения рецензентами |
25.03.2024 |
Дата публикации |
25.09.2024 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-73-328-351 |
Индекс УДК |
7.078 |
Индекс ББК |
85.313 (2) |
Аннотация |
В статье предпринята попытка анализа и типологизации пространственной композиции пейзажей, созданных в 1890‑е гг. художниками, активно сотрудничавшими с объединением «Мир искусства», близких к модерну и символизму. Их новизна отчасти обусловлена новациями импрессионизма, но последние пластически и содержательно переосмыслены. В работах М.В. Якунчиковой-Вебер, Е.Д. и В.Д. Поленовых ярко воплощена одна из таких обновленных «формул»: фрагмент ландшафта, без земли и неба (почти), с тяготением к ковровой поверхности, заполненный разной степени условности растительными формами. Особым вариантом композиции становятся пейзажи с акцентом на нижнем ярусе ландшафта, цветах и травах, растущих из земли, либо в соединении с мотивом озерной глади (небо, как бы «опрокинутое» в воду). Это созвучно интересу модерна к растительной и водной стихиям, завороженности символизма мотивом отражений. Последнее может быть реализовано и в композиции типа «пейзаж в окне»: соединение отражения (микрокосм внутреннего мира художника) и пейзажа (макрокосм природы) на призрачно двухслойной плоскости. Предвосхищенные опытами К. Моне ракурсы «пейзаж без неба», «вид с балкона» у М.В. Якунчиковой-Вебер и К.А. Сомова трансформируются в особый тип камерного паркового ландшафта: прекрасное убежище, особым образом отгороженное от мира и тревожащей душу бесконечности небес. Панорамные же пейзажи (К.А. Сомова и А.Н. Бенуа) тяготеют к далекой от обыденного восприятия резко повышенной либо пониженной линии горизонта, нередко явлены зрителю из‑за спины парковой статуи и как бы увидены ее глазами. |
Ключевые слова |
пространство в пейзаже, композиция, модерн, символизм, М.В. Якунчикова-Вебер, Е.Д. Поленова, В.Д. Поленов, К.А. Сомов, А.Н. Бенуа. |
Список литературы |
Исследования Версальские грезы Александра Бенуа. СПб.: Palace Editions, 2010. 72 с. Давыдова О.С. Иконография модерна. Образы садов и парков в творчестве художников русского символизма. М.: БуксМАрт, 2014. 511 с. Давыдова О.С. Концептуальный модерн: Слово — Образ — Место. М.: уксМАрт, 2014. 143 с. Давыдова О.С. Мария Якунчикова и символизм // Третьяковская галерея. 2020. № 3 (68): приложение. С. 1–96. 5 Даниэль С.М. Картина классической эпохи. Л.: Искусство, 1986. 199 с. 6 Елена Поленова: альбом/авт.‑сост. В. Кошелева. М.: Белый город, [б. г.]. 48 с. 7 Завьялова А.Е. Художественный мир Константина Сомова. М.: БуксМАрт, 2017. 208 с. 8 Завьялова А.Е. Произведения Арнольда Беклина в творчестве Александра Бенуа // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение Т. 8, №. 3. С. 420–436. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.3066 9 Каштанова Е. «…Можно очень редко видаться, а связь внутренняя». Елена Поленова (1850–1898) и Мария Якунчикова (1870–1902) // Третьяковская галерея. 2020. № 3 (68). URL: https://www.tg-m.ru/articles/3‑2020‑68/mozhno-ochen-redko-vidatsya-svyaz-vnutrennyaya-elena-polenova (дата обращения: 12.01.2024). 10 Киселев М.Ф. Мария Якунчикова. М.: Изобразительное искусство, 2005. 152 с. 11 Кривонденченков С.В. Русский пейзаж середины XIX века (проблема формирования и пути развития): дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2000. 403 с. 12 Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия, 1870–1900. М.: Изобразительное искусство, 1994. 272 с. 13 Мария Якунчикова-Вебер. 1870–1902/сост. О.Д. Атрощенко и др. М.: Изд-во Гос. Третьяковской галереи, 2020. 343 с. 14 Мишачева И.В. Опыт интерпретации пространственных моделей лесного пейзажа в книжной графике рубежа XIX‑XX веков // Academia. 2023. № 4. С. 528–553. URL: https://academia.rah.ru/magazines/2023/4/opyt-interpretatsii-prostranstvennykh-modeley-lesnogo-peyzazha-v-knizhnoy-grafike-rubezha-xixxx-vekov (дата обращения: 12.01.2024). 15 Мишачева И.В. Сад и лес: средневековые образы европейского и русского искусства в книжной иллюстрации рубежа XIX‑XX и XX‑XXI вв. // Славянские чтения: сб. мат. междунар. научн. конф. Института славянской культуры. М.: Изд-во Рос. гос. ун-та им. А.Н. Косыгина, 2022. С. 83‑95. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_49919373_83792092. pdf (дата обращения: 12.01.2024). 16 От «Мира искусства» к «Аполлону». Журналы «Личной свободы»: альбом-каталог/авт.‑сост. О.Л. Залиева. М.: Изд-во Гос. музея истории рос. литературы им. В.И. Даля, 2022. 478, [1] с. 17 Сарабьянов Д.В. Русский вариант стиля модерн в живописи конца XIX — начала XX века // Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М.: Сов. художник, 1980. С. 182‑221. 18 Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М.: Искусство, 1989. 294 с. 19 Соколов Б.М. Небесное садоводство. Образ сада в искусстве русского символизма // Сады Серебряного века. Литература, живопись, архитектура. М.: БуксМарт, 2022. С. 9–602. 20 Флорковская А.К. Формирование творческого метода художников «Голубой розы»: дис. … канд. искусствоведения. М., 2000. 206 с. 21 Штольдер Н.В. Панно эпохи модерн: дис. … канд. искусствоведения. М., 2005. 233 с. 22 Эжен Грассе. Шедевры модерна: альбом. М.: Белый город, [б. г.]. 48 с. 23 Monet Claude (1840–1926). La Barque // Официальный сайт музея Мармоттан-Моне, Париж. URL: https://www.marmottan.fr/notice/5082/(дата обращения: 12.01.2024). 24 Thomson R. Van Gogh to Kandinsky: symbolist landscape in Europe, 1880–1910. London: Thames & Hudson, 2012. 206 p. Источники 25 Александр Бенуа. Версаль. Петербург: Аквилон, 1922. [Б. с.]. 26 Маковский С. Силуэты русских художников. М.: Республика, 1999. 382 с. 27 Поленова Н.В. (Н. Борок). М.В. Якунчикова // Мир искусства. 1904. № 3. С. 05–24. 28 Uzanne O. Modern Colour Engraving with Notes on Some Work by Marie Jacounchikoff // The Studio: an illustrated magazine of fine and applied art. London: Offices of the Studio, 1896. Vol. 6. P. 148–152. URL: https://archive.org/details/sim_studio-an-illustrated-magazine-of-fine-and-applied-art_1896_6 (дата обращения: 12.01.2024). 29 Peacock N.A Log House Dining Room in Russia // The Artist. 1899. № 24. January-April. P. 1–7. |
PDF-файл |