Название статьи

ГЕНДЕРНЫЕ ПРОЕКЦИИ В ПОВЕСТИ Н. В. НЕДОБРОВО «ДУША В МАСКЕ»

Автор/ы

М. В. Каплун

Сведения об авторе/авторах

Марианна Викторовна Каплун — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2427-2855. E-mail: tangosha86@mail.ru

Рубрика

Филологические науки

Год

2021

Номер журнала

Т. 60

Страницы

С. 188–200

Дата поступления статьи

29.05.2020

Дата публикации

28.06.2021

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-60-188-200

Индекс УДК

821.161.1.0

Индекс ББК

83.3(2Рос=Рус)53

Аннотация

Прозаическая повесть Н. В. Недоброво «Душа в маске», написанная в 1914 г., вобрала в себя основные идеи творчества писателя и продолжила развитие гендерного (фемининного) дискурса эпохи модерна. В значительной степени поиски «души в маске», возможности выразить свое лирическое «я», сопряженные с театральностью бытия, необходимостью социального маскарада, характерны для большинства произведений писателей-модернистов. Тема масок в равной степени присутствует в лирике символизма и близкого Недоброво акмеизма (например, в творчестве А. А. Ахматовой, ближайшей подруге Недоброво). Маскарад в повести несет две функции — сюжетообразующую и философскую. Сделав центром повести рефлексирующую героиню Ольгу, Недоброво выводит ряд мужских характеров, столкновение с которыми призвано раскрыть главный женский образ. На оппозиции мужское/женское (маскулинности/фемининности) строится основной конфликт повести, связанный с невозможностью умной женщине высказаться в мужском обществе, чтобы быть услышанной и понятой, не надев при этом маску. Маска в повести служит своеобразной гендерной проекцией, попыткой преодоления социального маскарада, который всегда сопряжен с кризисом идентичности. В случае героини повести маска, надетая на готовую социальную маску, дает обратный эффект, только подчеркивающий гендерное различие и, соответственно, ведущий к раскрытию фемининности героини. Исходя из этого, «женский вопрос», поднятый в повести, решается в русле патриархальных представлений консервативного гендерного дискурса рубежа веков.

Ключевые слова

Н. В. Недоброво, «Душа в маске», модернизм, повесть, маска, маскарад, театральность, гендерный дискурс, гендерная проекция, гендерная оппозиция, фемининность, маскулинность.

Список литературы

1 Блок А. А. Снежная маска: [Стихи]. СПб.: Оры, 1907. URL: http://blok.lit-info.ru/blok/stihi/snezhnaya-maska/017.htm (дата обращения: 25.05.2020).

2 Бодлер Ш. Цветы Зла / изд. подгот. Н. И. Балашов, И. С. Поступальский; отв. ред. Н. И. Балашов; ред. O. K. Логинова; худож. С. А. Данилов. М.: Наука, 1970. 480 с. 

3 Бреева Т. Н. Гендерное конструирование в романе М. Кузмина «Крылья» // Филология и культура. 2016. № 2 (44). С. 199–204.

4 Голдберг С. Театральные стихи Блока // Мандельштам, Блок и границы мифопоэтического символизма. URL: https://postnauka.ru/chapters/154901 (дата обращения: 25.05.2020).

5 Григорьев А. Л. Акмеизм // История русской литературы: в 4 т. Л.: Наука, 1983 / ред. тома: К. Д. Муратова. 1983. Т. 4: Литература конца XIX – начала XX века (1881–1917). С. 689–711.

6 Гумилев Н. С. Романтические цветы: Стихи. 1903–1907. СПб.: Книгоиздательство Прометей, Н. Н. Михайлова, 1918. С. 18–19.

7 Завершинская Н. А. Социальный маскарад и его гендерные проекции // Вестник НовГУ. 2005. № 33. С. 17–21.

8 Зусева-Озкан В. Б. Маскулинность и фемининность в литературе русского модернизма: случаи Блока и Цветаевой // Вестник ТГУ. 2019. № 448. C. 30–34.

9 Карпачев В. С. Особенности коммуникативной организации ранних ролевых стихотворений Н. С. Гумилева (на примере поэтического сборника «Романтические цветы») // Вестник славянских культур. 2016. № 1 (39). С. 126–133.

10 Козлова Н., Рассадин С. Дискурсивные эффекты модернизации: «женский вопрос» как механизм интеграции женщин в общество модерна // Власть. 2013. № 12. С. 40–44.

11 Кузмин М. А. Сети: Первая книга стихов / обл. работы Н. Феофилактова. М.: Скорпион, 1908. URL: http://kuzmin.lit-info.ru/kuzmin/stihi/stih-83.htm (дата обращения: 26.05.2020). 

12 Кузнецова Е. А. Мотив «пророчества о нашем дне» в «мужской» и «женской» лирике русского модернизма (Статья первая) // Новый филологический вестник. 2019. № 4 (51). С. 210–227. 

13 Мазина Е. И. Философия творчества начала ХХ века // Вестник славянских культур. 2011. № 2 (ХХ). С. 21–23.

14 Марков А. В. «Леонардески» Ахматовой: комментарий к живописной реальности // Studia Litterarum. 2017. Т. 2, № 4. С. 208–217. DOI: 10.22455/2500-4247-2017-2-4-208-217

15 Михайлова М. Лица и маски русской женской культуры Серебряного века // Гендерные исследования: Феминистская методология в социальных науках. Харьков: Харьковский центр гендерных исследований, 1998. С. 117–132. 

16 Недоброво Н. В. Душа в маске // Русская мысль: журнал научный, литературный и политический. 1914. Кн. 1. С. 77–93

17 Недоброво Н. В. Стихотворения. 1919 // Az.lib.ru. URL: http://az.lib.ru/n/nedobrowo_n_w/text_1919_poe.shtml (дата обращения: 25.05.2020).

18 Недоброво Н. В. Юдифь. Трагедия в стихах // Недоброво Н. В. Милый голос. Избранные произведения. Томск: Водолей, 2001. URL: http://az.lib.ru/n/nedobrowo_n_w/text_1919_judif.shtml (дата обращения: 28.05.2020).

19 Орлов Вл. Примечания // Александр Блок. Собр. соч.: в 8 т. М.;Л.: ГИХЛ, 1960. Т. 2. С. 426–428.

20 Орлова Е. И. Литературная судьба Н. В. Недоброво. М.: Флинта, 2019. 432 с.

21 Орлова Е. И. Н. В. Недоброво и акмеизм // Вопросы литературы. 2001. № 3. C. 313–321.

22 Орлова Е. И. Поэтическая и научная деятельность Н. В. Недоброво в контексте литературно-эстетического движения 1910-х годов: дис. ... д-ра филол. наук.
М., 2004. 381 с.

23 Петрова Г. В. Федор Сологуб о театре и о трагедии // Studia Litterarum. 2019. Т. 4, № 4. С. 202–219. DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-4-202-219

24 Письма Н. В. Недоброво к Блоку / предисл., публ. и коммент. М. М. Кралина // Литературное наследство / под ред. И. С. Зильберштейн, Л. М. Розенблюм; подбор ил. Н. А. Кайдалово, Н. Н. Примочкиной. М.: Наука, 1981. Т. 92: Александр Блок: Новые материалы и исследования. Кн. 2. С. 292–296.

25 Струве Г. Ахматова и Н. В. Недоброво // Анна Ахматова: Pro et contra. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. С. 539–586.

26 Филатов А. В. Миф об Адаме в лирике Н. С. Гумилева // Studia Litterarum. 2018. Т. 3, № 4. С. 170–183. DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-4-170-183

27 Эконен К. Дискурс «новой женщины» // Творец, субъект, женщина: Стратегии женского письма в русском символизме. М.: Новое литературное обозрение, 2011. URL: https://lit.wikireading.ru/45063 (дата обращения: 28.05.2020). 

PDF-файл

Скачать