Название статьи

СОМАТИЗМЫ В ПОВТОРЯЮЩИХСЯ РИФМАХ АНДРЕЯ БЕЛОГО

Автор/ы

О. Г. Твердохлеб

Сведения об авторе/авторах

Ольга Геннадьевна Твердохлеб — кандидат филологических наук, доцент, Оренбургский государственный педагогический университет, ул. Советская, д. 19, 460844 г. Оренбург, Россия. E-mail: ogtwrd@gmail.com

Рубрика

Филологические науки

Год

2019

Номер журнала

Т. 53

Страницы

С. 193–205

Дата поступления статьи

19.07.2018

Дата публикации

28.09.2019

Индекс УДК

811 + 821.161.1

Индекс ББК

81.2 Рус + 83.3(2Рос=Рус)53

Аннотация

В статье показана значительность в творческом наследии Андрея Белого номинаций частей тела и органов человека как в количественном отношении, так и в художественном. Разные стихи Андрея Белого, написанные им в разные годы, связаны друг с другом повторяющимися рифмовками (рифмованными формулами, рифмоформулами), один из рифмантов в которых является соматизмом. Приведены и описаны рифмоформулы, воплощенные в разнообразных формальных вариациях (с рифмой однородной и разнородной, открытой и закрытой, женской и мужской, с активным рифмантом-соматизмом и с пассивным) и содержащие самые употребительные в идиолекте Андрея Белого номинации частей тела и органов человека: рука (доминанта), грудь, голова, глаз, лицо, нога в позиции конечной рифмы, что дает представление об иерархии смыслов в индивидуальной языковой картине мира Андрея Белого. Утверждается, что дополнительные повторы одного или нескольких слов, частичное и даже полное цитатное совпадение строк вместе с описанными рифмоформулами усиливают внутренние связи между стихами, созданными поэтом через разные промежутки лет, как фрагментами единого огромного поэтического текста. Результаты, полученные в работе, могут оказаться интересными для литературоведов, исследующих творчество Андрея Белого и других поэтов Серебряного века. Полученные результаты могут найти применение и в практике составления словаря поэта.

Ключевые слова

рифма, Андрей Белый, соматизм, повтор.

Список литературы

1 Андрей Белый: pro et contra: личность и творчество Андрея Белого в оценках и толкованиях современников: антология / сост., вступ. ст., коммент. А. В. Лавров. СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. 1046 с. 

2 Багдасарян В. Э., Орлов И. Б., Телицын В. Л. Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия / под ред. В. Л. Телицына. М.: Локид-Пресс, Рипол Классик, 2005. 490 с. 

3 Бобунова М. А. Фольклорная лексикография: становление, теоретические и практические результаты, перспективы. Курск: Изд-во КГУ, 2004. 240 с. 

4 Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Филологический подход к соматическому языку // Язык и речь как объекты комплексного лингвистического анализа. Калинин: Изд-во КГУ, 1981. С. 60–78.

5 Гаспаров М. Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М.: Наука, 1974. 487 с.

6 Дашиева Д. Б. Изучение соматической фразеологии в современной русистике // Вестник БГУ. 2010. № 10. С. 70–73.

7 Демченко А. И. Андрей Белый: ракурсы символизма // Альманах современной науки и образования. 2016. № 4 (106). С. 37–46.

8 Жирмунский В. Рифма, ее история и теория. П.: Academia, 1923. 339 с. 

9 Кошелева С. В. Новообразования в идиолекте Андрея Белого (на материале романов «Петербург» и «Москва»): дис. … канд. филол. наук. Орел, 2003. 181 с.

10 Лавров Л. В. Ритм и смысл. Заметки о поэтическом творчестве Андрея Белого // Андрей Белый: Разыскания и этюды. М.: Новое литературное обозрение, 2007. С. 9–51.

11 Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. 272 с.

12 Национальный корпус русского языка. URL: http://search.ruscorpora.ru/ (дата обращения: 14.07.2018).

13 Новик А. А. Романы Андрея Белого «Серебряный голубь» и «Петербург» (Нереальное пространство и пространственные символы): дис. … канд. филол. наук. Смоленск, 2006. 17 с.

14 Пресняков О. М. Стиль Андрея Белого: Роман «Петербург»: дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 1997. 243 c.

15 Селезнева В. В. Семантико-стилистические особенности функционирования падежа существительных в прозе Андрея Белого: дис. … канд. филол. наук. М., 1996. 22 с.

16 Серегина С. А. Андрей Белый и Сергей Есенин: творческий диалог: дис. … канд. филол. наук. М., 2009. 145 с.

17 Спивак М. Л. Андрей Белый ― мистик и советский писатель. М.: Изд-во РГГУ, 2006. 577 с.

18 Твердохлеб О. Г. «Вещность» акмеистической поэзии О. Э. Мандельштама и объекты сравнения, выраженные формой родительного падежа имени // Язык и культура. 2016. № 3 (35). С. 74–89.

19 Шарапенкова Н. Г. Роман «Москва» в поэтической системе Андрея Белого: дис. … д-ра филол. наук. Архангельск, 2013. 40 с.

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации