Название статьи |
СОМАТИЗМЫ В ПОВТОРЯЮЩИХСЯ РИФМАХ АНДРЕЯ БЕЛОГО |
Автор/ы |
О. Г. Твердохлеб |
Сведения об авторе/авторах |
Ольга Геннадьевна Твердохлеб — кандидат филологических наук, доцент, Оренбургский государственный педагогический университет, ул. Советская, д. 19, 460844 г. Оренбург, Россия. E-mail: ogtwrd@gmail.com |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2019 |
Номер журнала |
Т. 53 |
Страницы |
С. 193–205 |
Дата поступления статьи |
19.07.2018 |
Дата публикации |
28.09.2019 |
Индекс УДК |
811 + 821.161.1 |
Индекс ББК |
81.2 Рус + 83.3(2Рос=Рус)53 |
Аннотация |
В статье показана значительность в творческом наследии Андрея Белого номинаций частей тела и органов человека как в количественном отношении, так и в художественном. Разные стихи Андрея Белого, написанные им в разные годы, связаны друг с другом повторяющимися рифмовками (рифмованными формулами, рифмоформулами), один из рифмантов в которых является соматизмом. Приведены и описаны рифмоформулы, воплощенные в разнообразных формальных вариациях (с рифмой однородной и разнородной, открытой и закрытой, женской и мужской, с активным рифмантом-соматизмом и с пассивным) и содержащие самые употребительные в идиолекте Андрея Белого номинации частей тела и органов человека: рука (доминанта), грудь, голова, глаз, лицо, нога в позиции конечной рифмы, что дает представление об иерархии смыслов в индивидуальной языковой картине мира Андрея Белого. Утверждается, что дополнительные повторы одного или нескольких слов, частичное и даже полное цитатное совпадение строк вместе с описанными рифмоформулами усиливают внутренние связи между стихами, созданными поэтом через разные промежутки лет, как фрагментами единого огромного поэтического текста. Результаты, полученные в работе, могут оказаться интересными для литературоведов, исследующих творчество Андрея Белого и других поэтов Серебряного века. Полученные результаты могут найти применение и в практике составления словаря поэта. |
Ключевые слова |
рифма, Андрей Белый, соматизм, повтор. |
Список литературы |
1 Андрей Белый: pro et contra: личность и творчество Андрея Белого в оценках и толкованиях современников: антология / сост., вступ. ст., коммент. А. В. Лавров. СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. 1046 с. 2 Багдасарян В. Э., Орлов И. Б., Телицын В. Л. Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия / под ред. В. Л. Телицына. М.: Локид-Пресс, Рипол Классик, 2005. 490 с. 3 Бобунова М. А. Фольклорная лексикография: становление, теоретические и практические результаты, перспективы. Курск: Изд-во КГУ, 2004. 240 с. 4 Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Филологический подход к соматическому языку // Язык и речь как объекты комплексного лингвистического анализа. Калинин: Изд-во КГУ, 1981. С. 60–78. 5 Гаспаров М. Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М.: Наука, 1974. 487 с. 6 Дашиева Д. Б. Изучение соматической фразеологии в современной русистике // Вестник БГУ. 2010. № 10. С. 70–73. 7 Демченко А. И. Андрей Белый: ракурсы символизма // Альманах современной науки и образования. 2016. № 4 (106). С. 37–46. 8 Жирмунский В. Рифма, ее история и теория. П.: Academia, 1923. 339 с. 9 Кошелева С. В. Новообразования в идиолекте Андрея Белого (на материале романов «Петербург» и «Москва»): дис. … канд. филол. наук. Орел, 2003. 181 с. 10 Лавров Л. В. Ритм и смысл. Заметки о поэтическом творчестве Андрея Белого // Андрей Белый: Разыскания и этюды. М.: Новое литературное обозрение, 2007. С. 9–51. 11 Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. 272 с. 12 Национальный корпус русского языка. URL: http://search.ruscorpora.ru/ (дата обращения: 14.07.2018). 13 Новик А. А. Романы Андрея Белого «Серебряный голубь» и «Петербург» (Нереальное пространство и пространственные символы): дис. … канд. филол. наук. Смоленск, 2006. 17 с. 14 Пресняков О. М. Стиль Андрея Белого: Роман «Петербург»: дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 1997. 243 c. 15 Селезнева В. В. Семантико-стилистические особенности функционирования падежа существительных в прозе Андрея Белого: дис. … канд. филол. наук. М., 1996. 22 с. 16 Серегина С. А. Андрей Белый и Сергей Есенин: творческий диалог: дис. … канд. филол. наук. М., 2009. 145 с. 17 Спивак М. Л. Андрей Белый ― мистик и советский писатель. М.: Изд-во РГГУ, 2006. 577 с. 18 Твердохлеб О. Г. «Вещность» акмеистической поэзии О. Э. Мандельштама и объекты сравнения, выраженные формой родительного падежа имени // Язык и культура. 2016. № 3 (35). С. 74–89. 19 Шарапенкова Н. Г. Роман «Москва» в поэтической системе Андрея Белого: дис. … д-ра филол. наук. Архангельск, 2013. 40 с. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|