Название статьи |
О ПРОВИНЦИАЛЬНОСТИ РУССКОГО САМОСОЗНАНИЯ: ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ МАССОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ |
Автор/ы |
Т. С. Злотникова |
Сведения об авторе/авторах |
Татьяна Семеновна Злотникова — доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Ярославский государственный педагогический университет им К. Д. Ушинского, ул. Республиканская, д. 108/1, 150000 г. Ярославль, Россия. E-mail: cij_yar@mail.ru |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2019 |
Номер журнала |
Т. 54 |
Страницы |
С. 114–126 |
Дата поступления статьи |
27.01.2019 |
Дата публикации |
28.12.2019 |
Индекс УДК |
008 |
Индекс ББК |
71.0 |
Аннотация |
Отечественная философская и тесно примыкающая к ней художественная традиция создали парадокс: провинциальность русского самосознания. Это объяснимо, если исходить из представления Н. Бердяева о том, что «провинциализм есть другая метафизика жизни». Пространство русской культуры выступает как ареал распространения провинциальной культуры, не совпадающий с географическими, административными границами, а также с границами компактного расселения русских. Отсюда формируется концепт, названный нами «хронотоп русской провинции». Провинциальность русского самосознания имплицитно трактовалась в философской традиции как свойство, заслуживающее снисхождения. В. Соловьев приветствовал «слабость национального эгоизма» как задаток великого будущего, однако В. Розанов резко реагировал на то «дикое и ни в одной земле небывалое», неиспользование собственного потенциала и заискивание перед чужими, далеко не лучшими образцами. Русская интеллигенция рубежа ХIХ–ХХ вв. противопоставляла «азиатское» начало «европейскому» (А. Чехов) и требовала соблюдения чувства «национальной гордости» (С. Франк). С традиционными философскими представлениями коррелируют более поздние психологические: о провинциале как маргинале, интроверте, меланхолике либо холерике. Для характеристики современного творца и медиапространства как субъекта массовых представлений важно отметить: это пространство негомогенно, хаотично, тенденции стандартизации охватывают прежде всего личностные аспекты деятельности субъектов, а в результате — массовое сознание. |
Ключевые слова |
русское самосознание, провинция, провинциальность, философская традиция, актуальные представления, русская культура, творческая личность, маргинальность, медиапространство. |
Список литературы |
1 Бердяев Н. А. Судьба России. М.: Сов. писатель, 1990. 348 с. 2 Розанов В. В. Ломоносов // Опыты: литературно-философский ежегодник. М.: Сов. писатель, 1990. 479 с. 3 Соловьев В. С. Философские начала цельного знания // Соловьев В. С. Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 2. 822[2] с. 4 Сологуб В. А. Симбирский театр // Русский театральный фельетон. М.: Искусство, 1991. 512 с. 5 Франк С. Л. Пушкин об отношениях между Россией и Европой // Пушкин в русской философской критике. М.: Книга, 1990. 528 с. 6 Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. Письма в 12 т. М.: Наука, 1974–1983. Т. 1: Письма: 1875–1886. 1974. 583 с. Т. 2: Письма: 1887 — сентябрь 1885. 1975. 583 с. Т. 3: Письма: октябрь 1888 — декабрь 1889. 1976. 574 с. Т. 5: Письма: март 1892–1894. 1977. 678 с. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|