Название статьи |
КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА В СОЦРЕАЛИСТИЧЕСКОЙ МИЛИЦЕЙСКОЙ ПОВЕСТИ |
Автор/ы |
О. В. Федунина |
Сведения об авторе/авторах |
Ольга Владимировна Федунина — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия. E-mail: fille.off@gmail.com |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2020 |
Номер журнала |
Т. 55 |
Страницы |
С. 186–194 |
Дата поступления статьи |
23.05.2019 |
Дата публикации |
28.03.2020 |
Индекс DOI: |
10.37816/2073-9567-2020-55-186-194 |
Индекс УДК |
82.09+821.161.1 |
Индекс ББК |
83.3(2Рос=Рус)6 |
Аннотация |
Статья посвящена одному из важнейших аспектов поэтики криминальной литературы советского периода — проблеме личностной и профессиональной идентичности героев, напрямую связанной с соответствием статусу советского человека. Основным материалом для анализа избрана знаковая для «оттепельного» периода повесть Ю. Семенова «Петровка, 38», где через кризис идентичности проходят и сыщики, и невольный пособник преступников. В ходе анализа показывается, что в криминальной литературе «оттепели» усложняется система оценок, читатель, как и герои, ставится перед необходимостью сделать собственный этический выбор и оценить поступок невольного пособника убийц как преступление или ошибку, которая может быть исправлена раскаянием. В то же время это влечет за собой, с одной стороны, осознание оступившимся героем разрушения своей идентичности в качестве советского человека, с другой же — расхождение в оценках между милицейским начальством и сыщиками, непосредственно ведущими расследование, что провоцирует для последних своего рода кризис профессиональной идентичности. Таким образом, и в криминальной литературе этого периода снимается однозначность оценок, характерная для соцреалистического канона, а проблема идентичности выходит на первый план даже в «развлекательном» жанре, активизируя традицию русской классической повести. |
Ключевые слова |
криминальная литература, жанр, милицейская повесть, кризис идентичности, Ю. Семенов, «Петровка, 38». |
Список литературы |
1 Адамов А. Г. Дело «пестрых». М.: Молодая гвардия, 1958. 320 с. 2 Белая Г. Стилевой регресс: о стилевой ситуации в литературе соцреализма // Соцреалистический канон. СПб.: Академический проект, 2000. С. 556–568. 3 Вулис А. Поэтика детектива // Новый мир. 1978. № 1. С. 244–258. 4 Гюнтер Х. Жизненные фазы соцреалистического канона // Соцреалистический канон. СПб.: Академический проект, 2000. С. 281–288. 5 Кириленко Н. Н. Инвариант и генезис классического детектива: дис. … канд. филол. наук. М., 2016. 295 с. 6 Кириленко Н. Н. Книгоиздание в современной России и жанры криминальной литературы: в чем проблема? // Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы — V. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2015. С. 126–136. 7 Кириленко Н. Н., Федунина О. В. Классический детектив и полицейский роман: к проблеме разграничения жанров // Новый филологический вестник. 2010. № 3 (14). С. 17–32. 8 Кларк К. Сталинский миф о Великой семье // Соцреалистический канон. СПб.: Академический проект, 2000. С. 785–796. 9 Кузнецова А. В., Федунина О. В. Советский шпионский роман периода «оттепели»: к проблеме жанрового инварианта // Новый филологический вестник. 2008. № 2 (7). С. 35–51. 10 Разин В. М. В лабиринтах детектива: Очерки истории советской и российской детективной литературы ХХ века. Саратов, 2000 // Litresp.ru. URL: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A0/razin-vladimir/v-labirintah-detektiva/1 (дата обращения: 22.09.2019). 11 Семенов Ю. Петровка, 38. М.: Молодая гвардия, 1964. 368 с. 12 Тамарченко Н. Д. Повесть прозаическая // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной — Intrada, 2008. С. 169–170. 13 Тух Б. Крутые мужчины и кровожадные женщины. Кто есть кто в русском детективе? Таллинн: КПД, 2006. 312 с. 14 Тюпа В. И. Литература и ментальность. М.: Вест-Консалтинг, 2009. 276 с. 15 Тюпа В. И. Нарративная идентичность: характер и самость // Белые чтения: к 85-летию Галины Андреевны Белой. М.: Эдитус, 2016. С. 285–296. 16 Тюпа В. И. Чеховский рассказ: жанрообразующая роль кризиса идентичности // Narratorium. 2018. Вып. 11. URL: https://bit.ly/2VkEL1i (дата обращения: 10.03.2019). |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|