Название статьи |
«НА СЕРЕБРЯНОЙ ПЛАНЕТЕ»: РОМАН — ЭКРАНИЗАЦИЯ — ФИЛЬМ О ФИЛЬМЕ |
Автор/ы |
Вирен Д.Г. |
Сведения об авторе/авторах |
Денис Георгиевич Вирен — кандидат философских наук, старший научный сотрудник, Институт славяноведения Российской академии наук, Ленинский просп., д. 32А, 119334 г. Москва, Россия. |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2024 |
Номер журнала |
Т. 74 |
Страницы |
С. 279–289 |
Дата поступления статьи |
07.05.2024 |
Дата одобрения рецензентами |
10.07.2024 |
Дата публикации |
29.12.2024 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-74-279-289 |
Индекс УДК |
791.43/.45 |
Индекс ББК |
85.373(4)/85.373(8) |
Исследование выполнено в рамках гранта Российского научного фонда № 22‑18‑00365 «Семиотические модели в кросс-культурном пространстве: Balcano-Balto-Slavica», URL: https://rscf.ru/project/22‑18‑00365/ |
|
Аннотация |
В статье раскрывается история создания фильма «На серебряной планете» (1977/1988) польско-французского режиссера А. Жулавского. На кар‑ тину возлагали огромные надежды как на новаторский научно-фантастический блокбастер, каких еще не было не только в польском, но и в мировом кино, однако через год после начала съемок их остановили, а режиссера вынудили уехать из Польши. Почему это произошло? Автор начинает с рассмотрения литературного первоисточника — «Лунной трилогии» Е. Жулавского, написанной в начале XX в., но не утратившей актуальности ни в 1970 гг., ни сегодня. Во второй части статьи обрисована ситуация в польском кинематографе в момент начала производства «На серебряной планете», выделены главные фабульные отличия фильма от романа, обозначены важнейшие режиссерские находки и особенности поэтики. Наконец, дается ответ на вопрос о причинах остановки съемок. Затем проанализирован документальный фильм К. Микурды «Побег на серебряную планету» и сделана попытка понять, почему в последние годы фильм Жулавского был заново открыт и переосмыслен. |
Ключевые слова |
польское кино, Анджей Жулавский, научная фантастика, эстетика экранизации, цензура. |
Список литературы |
Исследования Балабуха А. В пепельном свете Луны… // Жулавский Е. Лунная трилогия: Романы. СПб.: Северо-Запад, 1993. С. 721–733. Буров А.М. Пластический рисунок европейского киноискусства начала XXI века // Пластическое мышление в живописи, архитектуре, кино и фотографии / отв. ред. О.А. Кривцун. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. С. 258–306. Волобуев В. Станислав Лем — свидетель катастрофы. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 728 с. Majmurek J. Utopie, dystopie, ucieczki. Surrealizm i polskie kino fantastyczne // Dzieje grzechu. Surrealizm w kinie polskim / red. K. Wielebskiej, K. Mikurdy. Kraków; Warszawa: Korporacja Ha!art, 2010. S. 164–189. Mikurda K. Zagadki srebrnego globu // Pleograf. Kwartalnik Akademii Polskiego Filmu. 2018. № 4. URL: https://akademiapolskiegofilmu.pl/pl/historia-polskiego-filmu/artykuly/z-warsztatu-zagadki-srebrnego-globu/654 (дата обращения: 30.11.2024). Wojtczak M. Kronika nie tylko filmowa. Warszawa: Wydawnictwo Studio EMKA, 2004. 570 s. Wojtczak M. O kinie moralnego niepokoju… i nie tylko. Warszawa: Wydawnictwo Studio Emka, 2009. 472 s. Zajiček E. Poza ekranem. Polska kinematografia w latach 1896–2005. II wyd. uzupełnione i rozszerzone. Warszawa: Stowarzyszenie Filmowców Polskich, Studio Filmowe Montevideo, 2009. 370 s. Источники Жулавский Е. На серебряной планете / пер. с пол. А. Громовой, Р. Нудельмана // Жулавский Е. Лунная трилогия: Романы. СПб.: Северо-Запад, 1993. С. 5–250. Ежи Жулавский. «На серебряной планете» // Лаборатория Фантастики. URL: https://fantlab.ru/work53917 (дата обращения: 01.10.2024). Tejchma J. Kulisy dymisji. Z dzienników ministra kultury 1974–1977. Kraków: Oficyna Cracovia, 1991. 300 s. |
PDF-файл |
Скачать |