Название статьи

СЕРИЯ КАРТИН Г. РАЙШЕВА «РОССИЙСКИЕ ПЕСНИ»: ОТ МИФОЛОГЕМЫ К ФИЛОСОФИИ КОСМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Автор/ы

О. А. Уроженко

Сведения об авторе/авторах

Ольга Алексеевна Уроженко — кандидат философских наук, доцент кафедры истории искусств и музееведения, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, ул. Ленина, д. 51, 620000 г. Екатеринбург, Россия. E-mail: snegogorod@yandex.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2019

Номер журнала

Т. 52

Страницы

С. 251–260

Дата поступления статьи

27.05.2018

Дата публикации

28.06.2019

Индекс УДК

7.0

Индекс ББК

85.14(2)

Аннотация

В статье рассматривается серия работ известного уральского художника Г. Райшева не только на уровне формального искусствоведческого анализа, но и на уровне включенности живописного полотна в глобальные процессы энергоинформационного обмена между различными пластами геокультурного пространства. На конкретных живописных примерах раскрывается особая русская ментальность, связанная с ориентированностью страны на сакральное пространство Севера. В тексте исследуется уникальное положение России, «развернутой» к Северу, и с точки зрения расположения территории, и в аспекте ее культурно-исторических притяжений. Показана энерго-информационная связанность России с другими пространствами планеты, обосновывается важная роль Уральского хребта в геокультурном пространстве Земли, выявлена значимость вертикальной координаты взаимодействий России через «врата Севера» с «живой» беспредельностью Космоса. Творчество Райшева опирается на традиции хантыйской мифологии. Но художник преодолевает узость национальных ракурсов и средствами живописи фиксирует едва уловимые слои пространства ноосферы. В серии картин «Российские песни» художнику удается визуализировать тонкое струение ноосферных потоков, преображающих грубость, жесткость российской повседневности и дающих энергию к преодолению «засасывающего застолья», «надрывной грусти и метаний». Таким образом, северная ориентация российских земель рассматривается как своеобразный гарант устойчивого развития страны и ее мощного творческого потенциала.

Ключевые слова

геокультурное пространство, Север, Геннадий Райшев, современная живопись, образы ноосферы, мифологема в искусстве, храмовое сознание.

Список литературы

1 Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Сов. Энциклопедия, 1971. Т. 6: Газлифт-Гоголево. С. 523–524.

2 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. Минск: Лотаць, 1997. Т. II. 1008 с.

3 Голынец Г. В. Геннадий Райшев // Сезоны. Хроника российской художественной жизни. М.: Галерея «Времена года», 1995. С. 129.

4 Грани Агни Йоги. 1952 г. Новосибирск: Алгим, 2013. Ч. I. 304 с. Ч. II. 312 с.

5 Живая Этика. Иерархия. М.: МЦР, 2011. 384 с.

6 Живая Этика. Листы сада Мории. М.: МЦР, 2003. Кн. I: Зов. 400 с.

7 Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний // Ильин И. А. Собр. соч. М.: Русская книга, 1994. Т. 3. 590 с.

8 Макаров С. О. // Люди русской науки: Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники / сост. и ред. И. В. Кузнецов. М.; Л.: ОГИЗ, 1948. Т. 2. С. 1009.

9 Макаров С. О. «Ермак» во льдах. М.: Эксмо, 2010. С. 28.

10 Наливкин Д. С. Очерки по геологии СССР. Л.: Недра, 1980. 158 с.

11 Померанц Г. С. Страстная односторонность и бесстрастие духа. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, Университетская книга, 2014. 618 с.

12 Подосинов А. В. Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М.: Языки русской культуры, 1999. 720 с.

13 Райшев Геннадий. Живопись. Графика / сост. Н. Н. Федорова; науч. ред. Ю. Я. Герчук. М.: Наше наследие, 1998. 144 с.

14 Райшев Геннадий. Хантыйские легенды / сост. Г. Голынец. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд., 1991. 192 с.

15 Рерих Е. И. Письма. 1932–1955 гг. Новосибирск: Вико, 1993. 512 с.

16 Рерих Н. К. Алтай // Алтай — Гималаи: Путевой дневник. Рига: Виеда, 1992. 336 с.

17 Рерих Н. К. Чаша неотпитая // Листы дневника. М.: МЦР, 1995. Т. 2. 510 с.

18 Топоров В. Н. Гора // Мифы народов мира. М.: Сов. Энциклопедия, 1980. Т. I. 671 с.

19 Чижевский А. Л. На берегу Вселенной. М.: Мысль, 1995. 736 с.

20 Шукуров Ш. М. Храм и храмовое сознание // Вопросы искусствознания. 1993. № 1. С. 152–168.

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации