Название статьи |
ТИПОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА СВЯТОГО В НЕОЖИТИЙНЫХ ПОВЕСТЯХ БОРИСА ЗАЙЦЕВА «ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ» И ИВЛИНА ВО «ЕЛЕНА» |
Автор/ы |
Л. А. Мальцев Е. Е. Рябчикова |
Сведения об авторе/авторах |
Леонид Алексеевич Мальцев — доктор филологических наук, профессор, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, ул. А. Невского, д. 14, 236016 г. Калининград, Россия. Екатерина Евгеньевна Рябчикова — кандидат филологических наук, делопроизводитель, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, ул. А. Невского, д. 14, 236016 г. Калининград, Россия. |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2022 |
Номер журнала |
Т. 64 |
Страницы |
С. 199–207 |
Дата поступления статьи |
13.10.2020 |
Дата одобрения рецензентами |
15.01.2021 |
Дата публикации |
28.06.2022 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-64-199-207 |
Индекс УДК |
821.161.1.0+821.111.0 |
Индекс ББК |
83.3(2Рос=Рус)6+83.3(4Вел)6 |
Аннотация |
В статье анализируются и сопоставляются образы святых в текстах Бориса Зайцева и Ивлина Во. Показывается, что ключевым моментом обеих неожитийных повестей является тема духовного призвания. Образ Сергия Радонежского с образом равноапостольной Елены объединяют не только христианские ценности, но и принадлежность к «северному» типу святого, выражающемуся в таких качествах как сдержанность, холодность, аскетизм. Текст неожития Б. Зайцева основан на роли традиции в православной картине мира, в неожитийном текcте И. Во главную роль играет персонально-субъективистский фактор. Для образа святого в неожитийной повеcти И. Во значимым оказывается мифологический и фольклорно-литературный контексты, в повести Зайцева — исторический. Важную роль в неожитийных текстах также играет модель пространства, в основе которой лежит оппозиция «центр — окраина». Культурно-цивилизационный фактор определяет принципы конструирования образов святых. Елена в понимании И. Во — духовный символ страны — «повелительницы морей», ее индивидуальный символ — остров. Сергий Радонежский в интерпретации Бориса Зайцева — представитель «цивилизации суши», его стихия — лес. Равноапостольная Елена Ивлина Во — воплощение английского национального характера, западной культуры, святой Сергий Бориса Зайцева — воплощение русскости, восточной культуры. |
Ключевые слова |
житие, нежитие, образ, Зайцев, Во, Сергий Радонежский, Елена Равноапостольная. |
Список литературы |
1 Балашова М. С. Образ святой в романе Ивлина Во «Елена» // Известия Саратовского университета. Серия Филология. Журналистика. 2012. № 3. С. 74–79. 2 Во И. Елена. М.: АСТ: Астрель, 2010. 318 с. 3 Воропаева Е. В. «Афон» Бориса Зайцева // Литературная учеба. 1990. Кн. 4. С. 32–35. 4 Гальфрид Монмутский. История бриттов // Lib.ru. URL: http://www.lib.ru/INOOLD/ENGLAND/br_history.txt (дата обращения: 23.09.2020). 5 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. 576 с. 6 Живов В. М. Святость: Краткий словарь агиографических терминов. М.: Гнозис, 1994. 113 с. 7 Зайцев Б. К. Преподобный Сергий Радонежский // Святая Русь. М.: Русская книга, 2000. Т. 7. 131 с. 8 Каннети Э. Масса и власть. М.: Ad Marginem, 1997. 527 с. 9 Коряков П. В. Монашество в творчестве Б. К. Зайцева: дис. ... канд. филол. наук. М., 2002. 208 с. 10 Рябчикова Е. Е. Имагологическая проблематика творчества Ивлина Во: дис. … канд. филол. наук. Калининград, 2019. 182 с. 11 Синельникова Г. П. Неожитие Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» // Культура и текст. 2005. № 9. С. 143–152. 12 Шиляева А. Борис Зайцев и его беллетризированные биографии. N.Y.: Волга, 1971. 175 с. 13 Zdziechowski М. Wybór pism. Kraków: Znak, 1993. 546 p. 14 Waugh E. Waugh Abroad. Collected Travel Writing. N.Y.: Everyman’s Library, 2003. 1064 p. |
PDF-файл |