Название статьи

ТИПОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА СВЯТОГО В НЕОЖИТИЙНЫХ ПОВЕСТЯХ БОРИСА ЗАЙЦЕВА «ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ» И ИВЛИНА ВО «ЕЛЕНА»

Автор/ы

Л. А. Мальцев

Е. Е. Рябчикова

Сведения об авторе/авторах

Леонид Алексеевич Мальцев — доктор филологических наук, профессор, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, ул. А. Невского, д. 14, 236016 г. Калининград, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9137-0004
E-mail: lamaltsev23@mail.ru

Екатерина Евгеньевна Рябчикова — кандидат филологических наук, делопроизводитель, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, ул. А. Невского, д. 14, 236016 г. Калининград, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9849-1607
E-mail: ryabchikova_ekaterina@mail.ru

Рубрика

Филологические науки

Год

2022

Номер журнала

Т. 64

Страницы

С. 199–207

Дата поступления статьи

13.10.2020

Дата одобрения рецензентами

15.01.2021

Дата публикации

28.06.2022

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-64-199-207

Индекс УДК

821.161.1.0+821.111.0

Индекс ББК

83.3(2Рос=Рус)6+83.3(4Вел)6

Аннотация

В статье анализируются и сопоставляются образы святых в текстах Бориса Зайцева и Ивлина Во. Показывается, что ключевым моментом обеих неожитийных повестей является тема духовного призвания. Образ Сергия Радонежского с образом равноапостольной Елены объединяют не только христианские ценности, но и принадлежность к «северному» типу святого, выражающемуся в таких качествах как сдержанность, холодность, аскетизм. Текст неожития Б. Зайцева основан на роли традиции в православной картине мира, в неожитийном текcте И. Во главную роль играет персонально-субъективистский фактор. Для образа святого в неожитийной повеcти И. Во значимым оказывается мифологический и фольклорно-литературный контексты, в повести Зайцева — исторический. Важную роль в неожитийных текстах также играет модель пространства, в основе которой лежит оппозиция «центр — окраина». Культурно-цивилизационный фактор определяет принципы конструирования образов святых. Елена в понимании И. Во — духовный символ страны — «повелительницы морей», ее индивидуальный символ — остров. Сергий Радонежский в интерпретации Бориса Зайцева — представитель «цивилизации суши», его стихия — лес. Равноапостольная Елена Ивлина Во — воплощение английского национального характера, западной культуры, святой Сергий Бориса Зайцева — воплощение русскости, восточной культуры.

Ключевые слова

житие, нежитие, образ, Зайцев, Во, Сергий Радонежский, Елена Равноапостольная.

Список литературы

1 Балашова М. С. Образ святой в романе Ивлина Во «Елена» // Известия Саратовского университета. Серия Филология. Журналистика. 2012. № 3. С. 74–79.

2 Во И. Елена. М.: АСТ: Астрель, 2010. 318 с.

3 Воропаева Е. В. «Афон» Бориса Зайцева // Литературная учеба. 1990. Кн. 4. С. 32–35.

4 Гальфрид Монмутский. История бриттов // Lib.ru. URL: http://www.lib.ru/INOOLD/ENGLAND/br_history.txt (дата обращения: 23.09.2020).

5 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. 576 с.

6 Живов В. М. Святость: Краткий словарь агиографических терминов. М.: Гнозис, 1994. 113 с.

7 Зайцев Б. К. Преподобный Сергий Радонежский // Святая Русь. М.: Русская книга, 2000. Т. 7. 131 с.

8 Каннети Э. Масса и власть. М.: Ad Marginem, 1997. 527 с. 

9 Коряков П. В. Монашество в творчестве Б. К. Зайцева: дис. ... канд. филол. наук. М., 2002. 208 с.

10 Рябчикова Е. Е. Имагологическая проблематика творчества Ивлина Во: дис. … канд. филол. наук. Калининград, 2019. 182 с.

11 Синельникова Г. П. Неожитие Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» // Культура и текст. 2005. № 9. С. 143–152.

12 Шиляева А. Борис Зайцев и его беллетризированные биографии. N.Y.: Волга, 1971. 175 с.

13 Zdziechowski М. Wybór pism. Kraków: Znak, 1993. 546 p.

14 Waugh E. Waugh Abroad. Collected Travel Writing. N.Y.: Everyman’s Library, 2003. 1064 p.

PDF-файл

Скачать