Название статьи

ИСИХАЗМ И РЕНЕССАНСНЫЙ ГУМАНИЗМ: ДВА ОБРАЗА КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ

Автор/ы

Жиртуева Н.С.

Сведения об авторе/авторах

Наталья Сергеевна Жиртуева — доктор философских наук, доцент, профессор кафедры «Социально-философские и политические науки» Института общественных наук и международных отношений, Севастопольский государственный университет, ул. Университетская, д. 33, 299053 г. Севастополь, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000‑0003‑2386‑1332

E-mail: zhr_nata@bk.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2025

Номер журнала

Т. 75

Страницы

С. 20–32

Дата поступления статьи

12.08.2024

Дата одобрения рецензентами

18.02.2025

Дата публикации

25.03.2025

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2025-75-20-32

Индекс УДК

1 (091)

Индекс ББК

87.3 (0)

Аннотация

Современная история требует от нас лучшего понимания основ‑ ных закономерностей цивилизационного развития Запада и Востока. Четырнад‑ цатый век явился точкой бифуркации, которая предопределила дальнейшее раз‑ витие западнохристианского и восточнохристианского миров. Можно говорить о двух разных образах культурного развития, о двух видах Возрождения и о двух типах гуманизма, которые сформировались в Византии и Западной Европе. Западноевропейское Возрождение избрало своей философской основой панте‑ изм и ренессансный гуманизм. Оно «возрождало» традиции античного язычества и стремилось их соединить с христианством. Результатом стало формирование антропоцентрического гуманизма, идеалом которого является самодостаточная личность, лишенная гармонии духовного и телесного начал. Восточнохристиан‑ ское Возрождение сделало своей основой христианский неоплатонизм и мисти‑ ческое учение исихазма. Здесь сформировалась модель теоцентрического гума‑ низма, идеалом которого является синергийное единство Бога, человека и мира, воплощенное в символическом единстве Святой Троицы. Свою сущность чело‑ век соизмеряет с замыслом Бога. Проблема соотношения эссенции и экзистенции однозначно решается в пользу первичности первой, тем самым закладываются основы для будущего религиозного экзистенциализма. Стремление к целостно‑ сти личности и общества, как ценностная доминанта православного мировоззре‑ ния, стала основой русской ментальности.

Ключевые слова

исихазм, теозис, единство, целостность, культ Троицы, теоцентрический гуманизм, антропоцентрический гуманизм, Ренессанс, эссенция, экзистенция.

Список литературы

Список литературы

Исследования

1 Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. М.: Изд-во Рос. гос. гуманитарного ун-та, 1995. 446 с.

2 Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев: Путь к истине, 1991. 407 с.

3 Егоров А.А. Митрополит Киприан и его время: к вопросу о политическом иси­хазме // Отечественная философская мысль XI–XVIII вв. и греческая культура: сб. науч. тр. Киев: Наукова думка, 1991. С. 219–228.

4 Жиртуева Н.С. Исихазм в культуре Московской Руси XIV–XV вв. // Вестник славянских культур. 2022. № 66. C. 43–52.

5 Жиртуева Н.С. Философско-мистические традиции мира. М.: Вузовский учеб­ник; ИНФРА-М, 2018. 274 с.

6 Замалеев А.Ф. Отечественные мыслители позднего средневековья: конец ХІV –первая треть XVII в. Киев: Лыбидь, 1990. 171 с.

7 Климков О.С. Исихия и философия в доктрине Григория Паламы // Философская мысль. 2017. № 5. С. 14–30. https://doi.org/10.7256/2409-8728.2017.5.22444

8 Климков О.С. Доктрина Григория Синаита и ее влияние на исихастское возрождение XIV в. // Философская мысль. 2018. № 1. С. 14–28. https:// doi.org/10.25136/2409-8728.2018.1.25164

9 Лазарев В.Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986. 329 с.

10 Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. 623 с.

11 Лихачева В.Д. Искусство Византии IV–XV вв. Л.: Искусство, 1981. 310 с.

12 Телушкина О.В. «Восточный ренессанс»: исчезнувшая актуальность. // Мир историка. Историографический сборник. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2015. Вып. 10. С. 274–293.

13 Хоружий С.С. Исихазм и история // Цивилизации. М.: Наука, 1993. Вып. 2. С. 172–196.

14 Хоружий С.С. Исихазм и культура // Культура и искусство. 2016. № 1. C. 25–40. https://doi.org/10.7256/2222-1956.2016.1.16838

15 Экономцев И.Н. Православие. Византия. Россия. М.: Христианская литература, 1992. 233 с.

Источники

16 Антология мировой философии: в 4 т. М.: Мысль, 1970. Т. 2: Европейская фило­софия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения. 776 с.

17 Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 175 с.

18 Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. 383 с.

19 Лосский Вл. Очерк мистического богословия Восточной церкви // Мистическое богословие. Киев: Путь к истине, 1991. С. 95–260.

20 Григорий Палама. О священно-безмолвствующих // Добротолюбие. Т. 5. URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_5/20 (дата обращения: 25.03.2024).

21 Палама Григорий. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995. 384 с.

22 Григорий Палама. Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродете­лях и о плодах умного делания // Григорий Палама. Избранные творения. URL: https://predanie.ru/grigoriy-palama-svyatitel/book/69155-grigoriy-palama-izbran­nye-tvoreniya/#/toc2 (дата обращения: 25.03.2024).

23 Памятники византийской литературы. IX–XIV веков. М.: Наука, 1969. 463 с.

24 Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М.: Юристъ, 1996. 336 с.

25 Что такое молитва Иисусова по преданию православной церкви. Сердоболь: Изд. Валаамского монастыря, 1938. 560 с.

PDF-файл

Скачать

русский город, исторический памятник, городское простран‑ство, городская среда; мемориальный музей.