Название статьи |
ФЕНОМЕН СИНТЕЗА ИСКУССТВ В ЭСТЕТИКЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ АНТРЕПРИЗЫ СЕРГЕЯ ДЯГИЛЕВА) |
Автор/ы |
Г. В. Варакина |
Сведения об авторе/авторах |
Галина Владиславовна Варакина — доктор культурологии, доцент, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Институт славянской культуры, Хибинский пр., д. 6, 129337 г. Москва, Россия. E-mail: galina_varakina@mail.ru |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2019 |
Номер журнала |
Т. 51 |
Страницы |
С. 243–256 |
Дата поступления статьи |
18.03.2018 |
Дата публикации |
28.03.2019 |
Индекс УДК |
7.01 |
Индекс ББК |
85.33(2)53 |
Аннотация |
В статье поднимается одна из ключевых проблем художественной культуры Серебряного века — проблема синтеза. Данная проблема рассматривается с разных точек зрения: исторической, эстетической, художественно-практической. В научный дискурс оказываются вовлеченными такие значимые вопросы эпохи, как музыка и ее тотальное влияние на искусство, теургия и общая религиозность искусства, мистерия и идея универсального произведения искусства. Автор обращается к научно-теоретическому наследию Р. Вагнера, русских философов В. Соловьева и Н. Бердяева, поэтов-символистов А. Белого и Вяч. Иванова. Большое значение в исследовании играет реконструкция образа древней мистерии, что чрезвычайно важно в осмыслении феномена синтеза. В статье доказывается, что имел место быть не только синтез искусств, но и синтетизм мышления. Обозначенный круг проблем рассмотрен на примере антрепризы С. Дягилева. Деятельность знаменитого импрессарио способствовала рождению принципиально нового балета, в котором танец, музыка и декорационное искусство не только соподчинены друг другу, но находятся в тесном взаимодействии и даже взаимозависимости. Любопытно то, что не танец выступает в качестве основы синтеза элементов балета, а его музыкальное начало. Хореография же понимается в этом контексте как пластический «контрапункт» (Л. Мясин) к музыкальной основе спектакля. Лучшими образцами балета нового типа стали сочинения И. Стравинского, созданные для антрепризы С. Дягилева: «Петрушка», «Весна священная» и другие. Все это позволило не только осветить одно из значительнейших художественных событий эпохи — русские балетные сезоны, — но и выявить природу синтеза и особенности его проявлений. |
Ключевые слова |
эстетизм, синтез искусств, религиозно-философский ренессанс, мистерия, теургия, русский балет. |
Список литературы |
1 Бенуа А. Н. и Дягилев С. П. Переписка (1893–1928) / сост., подгот. текста и коммент. И. И. Выдрина. СПб.: Сад искусств, 2003. 128 с. 2 Бердяев Н. Кризис искусства // Философия творчества, культуры, искусства: в 2 т. М.: Искусство, 1994. Т. 2. С. 399–419. 3 Бердяев Н. Русский духовный ренессанс начала ХХ века и журнал «Путь» // Философия творчества, культуры, искусства: в 2 т. М.: Искусство, 1994. Т. 2. С. 301–322. 4 Бердяев Н. Смысл творчества // Философия творчества, культуры, искусства: в 2 т. М.: Искусство, 1994. Т. 1. С. 37–341. 5 Беренштейн Е. П. Русский символизм: эстетика универсальности // Культура и ценности. Тверь: Изд-во ТГУ, 1992. С. 132–142. 6 Вагнер Р. Произведение искусства будущего // Избранные работы / сост. и коммент. И. А. Барсовой и С. А. Ошерова; вступ. ст. А. Ф. Лосева. М.: Искусство, 1978. С. 142–261. 7 Ванслов В. Статьи о балете. Музыкально-эстетические проблемы балета. Л.: Музыка, 1980. 192 с. 8 Варакина Г. В. Антреприза С. Дягилева: Время перемен / под ред. В. П. Шестакова. Рязань: Рельеф-Принт, 2008. 128 с. 9 Варакина Г. В. Между Дионисом и Аполлоном: Очерки о русской культуре «серебряного века» / под ред. В. П. Шестакова. Рязань: Изд-во РИК, 2007. 261 с. 10 Варакина Г. В. Мистерия как феномен культуры: история и современность // Религиоведение. 2009. № 2. С. 146–151. 11 Долгополов Л. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX – начала ХХ века. Л.: Сов. писатель, 1977. 366 с. 12 Дягилев С. Сложные вопросы // Мир искусства. 1899. Т. I, № 1–12. C. 1–16, 13 Имгардт Д. Живопись и революция // Золотое руно. 1906. № 5. С. 56–69. 14 Левинсон А. Старый и новый балет. Пг.: Свободное искусство, 1918. 133 с. 15 Лифарь С. Дягилев и С Дягилевым. М.: ВАГРИУС, 2005. 592 с. 16 Сергей Дягилев и русское искусство: в 2 т. / авт.-сост. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков. М.: Изобразительное искусство, 1982. Т. I. 496 с. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|