Название статьи

СИМВОЛИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ А. М. РЕМИЗОВА «ЧАСЫ»

Автор/ы

Ю. Чжан

Сведения об авторе/авторах

Юйвэй Чжан — кандитат филологических наук, научный сотрудник, Пекинский университет иностранных языков, ул. Сисаньхуань бей, д. 2, 100089 г. Пекин, Китай. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8715-3795. E-mail: kesainiya16@yandex.com

Рубрика

Филологические науки

Год

2021

Номер журнала

Т. 62

Страницы

С. 221–231

Дата поступления статьи

05.03.2021

Дата публикации

28.12.2021

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-62-221-231

Индекс УДК

821.161.1.0

Индекс ББК

83.3(2Рос=Рус)6

Аннотация

Статья посвящена анализу символических мотивов в романе А. М. Ремизова «Часы» (1908), который рассматривается как неомифологический текст. Мифопоэтический, мифологический, семиотический и герменевтический подходы к тексту позволяют понять неомифологическую структуру романа, дают возможность рассматривать такие символические мотивы, как образы времени, сна, бессознательного и природы, которые создают в совокупности особое мифологическое пространство, выражая сострадательную заботу писателя о людях и их несчастной жизни. Целью статьи является выявление этих символических мотивов и рассмотрение их структурообразующей роли в связи с мировоззренческой позицией писателя. Время на часах символично. Оно ограничивает и обманывает людей, чье подавленное состояние отражается в мотивах сновидений и бессознательного, смысловая нагрузка которых свидетельствует об отсутствии у людей братской любви и подразумевает их обреченность. На основе сравнения описаний природных явлений в начале и конце романа высказывается предположение о том, что с помощью веры в добро человек может найти выход из трагических ситуаций. Изображая человеческие страдания, А. М. Ремизов показывает разрушительную силу зла и передает свою мысль о создании нового мира ценой разрушения настоящего.

Ключевые слова

русский символизм, неореализм, А. М. Ремизов, роман «Часы», неомифологизм, символические мотивы.

Список литературы

1 Гершензон М. О. Алексей Ремизов. «Часы» // Вестник Европы. 1908. № 8. С. 769–771. URL: http://pushkinskijdom.ru/remizov/content/reception/criticizm/gerschenzon1908.pdf (дата обращения: 02.04.2021).

2 Грачева А. М. Жизнь и творчество Алексея Ремизова // Ремизов А. М. Собр. соч.. М.: Русская книга, 2000. T. 1. С. 8–28. 

3 Дехтяренок А. В. Эсхатологические мотивы в повести А. М. Ремизова «Часы» // Евангельский текст в русской словесности. Сб. тезисов докладов X Всерос. научн. конф. (с междунар. участием). Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2020. С. 303–306.

4 Калимуллина Е. В. Символика города в романе А. М. Ремизова «Часы» // Студент и наука (гуманитарный цикл) — 2020. Мат. междунар. студенч. научн.-практич. конф. Магнитогорск: Изд-во МГТУ им. Г. И. Носова, 2020. С. 1269–1275.

5 Келдыш В. А. Между реализмом и модернизмом // История всемирной литературы: в 8 т. М.: Наука, 1994. Т. 8. С. 73–78. URL: http://feb-web.ru/feb/ivl/vl8/vl8-0732. (дата обращения: 21.08.2020).

6 Келдыш В. А. Русская литература «серебряного века» как сложная целостность // Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов). М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. Кн. 1. С. 13–68.

7 Козьменко М. В. Алексей Ремизов // Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов). М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. Кн. 2. С. 340–380.

8 Куприн A. И. Алексей Ремизов. «Часы» // Современный мир. 1908. № 7. С. 125–127.
URL: http://dugward.ru/library/kuprin/kuprin_alexey_remizov.html (дата обращения: 27.09.2020).

9 Лотман Ю. М. Символ в системе культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи в 3 т. Таллинн: Александра, 1992. Т. 1. С. 191–199.

10 Маркин П. Ф. Мифосновидческая модель мира в художественной прозе A. M. Ремизова // Мир науки, культуры, образования. 2007. № 2 (5). С. 38–41.

11 Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Издат. фирма «Восточная литература» РАН, 2000. 407 с.

12 Минц З. Г. Поэтика русского символизма. СПб.: «Искусство-СПБ», 2004. 480 с.

13 Обатнина Е. Р. «Магический реализм» Алексея Ремизова // Ремизов А. М. Собр. соч. М.: Русская книга, 2000. Т. 3. С. 573–591. 

14 Обатнина Е. Р. Творчество памяти. Мифологическое пространство художественной прозы Алексея Ремизова // Ремизов А. М. Собр. соч. М.: Русская книга, 2002. Т. 7. С. 476–501.

15 Попрядухина С. Б. Мифологические проекции романа А. Ремизова «Часы» // Картина мира в художественном произведении: материалы Международной научной интернет-конференции (20–30 апреля 2008 г.). Астрахань: Издат. дом «Астраханский университет», 2008. C. 44–46. URL: https://refdb.ru/look/2975160-p7.html (дата обращения: 09.04.2021).

16 Ремизов А. М. Собр. соч. М.: Русская книга, 2001. Т. 4. С. 7–94. 

17 Розанов Ю. В. «Вологодская» повесть А. М. Ремизова «Часы»: биографический контекст // Вологда. Краеведческий альманах. 2000. Вып. 3. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/3vo/log/da/14.htm#37 (дата обращения: 09.04.2021).

18 Сергеев О. В. Сновидения персонажей как скрытый психологический фактор драматизации художественного пространства в романе А. М. Ремизова «Часы» // Вестник САФУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 2.
С. 131–138.

19 Силантьев И. В. Семантическая трактовка мотива в трудах А. Н. Веселовского и О. М. Фрейденберг // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2017. № 4 (25). С. 61–66.

20 Тамарченко Н. Д. Мифопоэтическое время // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. С. 124–126.

21 Тамарченко Н. Д. Циклический сюжет // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. 358 с. 

22 Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Издат. группа «Прогресс» — «Культура», 1995. 624 с.

23 Федунина О. В. Сон // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. 358 c.

24 Чуковский К. И. Вселенская тошнота. О произведениях А. Ремизова // Речь. 1909. URL: http://www.chukfamily.ru/kornei/prosa/kritika/vselenskaya-toshnota (дата обращения: 19.01.2020).

25 Шахматова Е. В. Мифотворчество Серебряного века // Вестник ТГУ. 2009. № 322. С. 78–85.

PDF-файл

Скачать