Название статьи |
ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ |
Автор/ы |
Яхьяев М.Я., Поломошнов А.Ф. |
Сведения об авторе/авторах |
Мухтар Яхьяевич Яхьяев — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и социально-политических наук, Дагестанский государственный университет, ул. М. Гаджиева, д. 43А, 367000, г. Махачкала, Респ. Дагестан, Россия. |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2024 |
Номер журнала |
Т. 74 |
Страницы |
С. 22–34 |
Дата поступления статьи |
21.02.2023 |
Дата одобрения рецензентами |
30.05.2023 |
Дата публикации |
29.12.2024 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-74-22-34 |
Индекс УДК |
304.2 |
Индекс ББК |
71.4(2) |
Аннотация |
В статье анализируются проблемы теоретической реконструкции современного социокультурного типа на основе методологии эмпиризма. Методология эмпиризма основана на исследованиях современной культурно-антропологической самобытности россиян средствами социологических исследований, а общая логика метода социологической реконструкции — это логика эмпирического индуктивного обобщения. Выделены пять групп принципиальных проблем этой методологии: реальности исследуемого объекта, динамики исследуемого объекта, эффективных средств и методик исследования реальной культурно- антропологической самобытности россиян, соотношения массовых представлений (стереотипов) и реальных качеств российского культурно-антропологического типа, технические проблемы социологических опросов. На примере опыта исследования портрета советского человека группой Ю. Левады демонстриру‑ ется, что принципиальные ограничения эмпирической методологии исследова‑ ния культурно-антропологической самобытности россиян непреодолимы в рам‑ ках методологии эмпиризма. В связи с ограничениями методологии эмпиризма предлагается дополнение ее общей концептуальной моделью национальной культурно-антропологической идентичности, основанной на принципах систем‑ ности, конкретности, детерминизма. Обосновано, что эмпирическая методология имеет дело не с непосредственным предметом исследования — национальной культурно-антропологической самобытностью, а с массовыми представлениями респондентов об этой самобытности. В итоге эмпирическая методология дает не объективный целостный портрет национального культурно-антропологического типа, а лишь его социологический автопортрет. Выдвинуто предположение о том, что возможно, более эффективным при исследовании российской культурно-антропологической идентичности мог бы стать другой эмпирический под‑ ход, основанный не на социологических опросах, а на методах эмпирического наблюдения за поведением некоторых типичных представителей современного российского общества. |
Ключевые слова |
культурно-антропологическая идентичность, национальный характер, социокультурный тип личности, советский человек, российский культурно-антропологический тип, национальные стереотипы. |
Список литературы |
Исследования Аллик Ю. Конструирование национального характера: свойства личности, приписываемые типичному русскому // Культурно-историческая психология. 2009. № 1. С. 2–18. Батталова М.И. Специфика русского национального характера: взгляд изнутри (по материалам социологического исследования) // Человек в мире культуры. 2013. № 2. С. 3–6. Берри Дж.У. Экокультурная психология // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 4. С. 4–16. Василевич А.П. Откуда берется представление о национальном характере? // Вопросы психолингвистики. 2010. № 12. С. 76–87. Ворожейкина Т. Ценностные установки или границы метода? // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2008. № 4 (96). С. 62–69. Габович М. К дискуссии о теоретическом наследии Юрия Левады // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2008. № 4 (96). С. 50–61. Грошев И.В. Экономические реформы России через призму русской ментальности // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 6. С. 25–47. Гудков Л.Д. Проблемы социологии Юрия Левады // Мир России. Социология. Этнология. 2008. № 3. С. 3–36. Дубин Б.В. Позднесоветское общество в социологии Юрия Левады 1970 годов // Вестник общественного мнения. 2009. № 4. С. 100–106. Лебедева Н.М. Межкультурные отношения, идентичности, психологическое благополучие: посткоммунистический опыт // Культурно-историческая психология. 2021. Т. 17, № 4. С. 4–6. Левада Ю.А. Социальные типы переходного периода: попытка характеристики // Мониторинг. 1997. № 2. С. 9–15. Маслов Д.В. Советский человек в условиях реформ 1980–1990 гг.: теоретические вопросы изучения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2020. № 4. С. 141–151. Миненко А.Г. Русский национальный характер: основные подходы к исследованию // Идеи и идеалы. 2012. № 3. С. 86–97. Радаев В.В. Прощай, Советский простой человек! // Общественные науки и современность. 2018. № 3. С. 51–65. Татарко А.Н., Чуйкина Н.В. Взаимосвязь множественных идентичностей и социального капитала на постсоветском пространстве: межпоколенный анализ // Культурно-историческая психология. 2021. Т. 17, № 4. С. 65–73. Титков А.С. Призрак советского человека // Социология власти. 2019. Т. 31, № 4. С. 53–94. Шляпников В.Н. Взаимосвязь показателей состояния волевой регуляции и этнической идентичности // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 3. С. 83–90. Источники Дьяков О.Ю. Социологический анализ гражданской идентичности и патриотизма: опыт федеральных и региональных исследований // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2018. № 2 (66). С. 123–128. Российская идентичность в социологическом измерении. Аналитический доклад. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2007. 140 с. Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х / отв. ред. Ю.А. Левада. М.: Мировой океан, 1993. 300 с. |
PDF-файл |
Скачать |