Название статьи |
КАТЕГОРИЯ «САКРАЛЬНОЕ» В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ |
Автор/ы |
С.А. Митасова |
Сведения об авторе/авторах |
Светлана Алексеевна Митасова — доктор культурологии, профессор, заведующая кафедрой социально-гуманитарных наук и истории искусств, Сибирский государственный институт искусств им. Дмитрия Хворостовского, ул. Ленина, д. 22, 660049 Красноярский край, г. Красноярск. |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2023 |
Номер журнала |
Т. 67 |
Страницы |
С. 68–76 |
Дата поступления статьи |
18.09.2021 |
Дата одобрения рецензентами |
18.10.2021 |
Дата публикации |
28.03.2023 |
Индекс DOI: |
https:/doi.org/10.37816/2073-9567-2023-67-68-76 |
Индекс УДК |
008 |
Индекс ББК |
71.0 |
Аннотация |
В статье проанализирована специфика и область применения категории «сакральное» в культурологии, в отличие от других областей гуманитарного знания. Приводится этимология слова «сакральное», которая показывает бинарность категории: святое и проклятое, невероятно влекущее и запретное. В теологии категория «сакральное» понимается исключительно как атрибут божественного; феноменология религии изучает проявление священного в объектах окружающегося мира и как факт сознания человека. Социология утверждает, что в обществе существует амбивалентность профанного и сакрального, последнее наделяет вещи свойством быть запретными. В психологии сакральное трактуется как архетип души, игнорирование которого опасно для психики человека. С точки зрения культурологии, применяя междисциплинарный подход, автор трактует сакральное как культурную форму (овеществленный символ). Выделены следующие характеристики священных символов: эзотеричность и демократичность (одновременная закрытость, таинственность и открытость для освоения); традиционность и аксиологичность (сохранение подлинного смысла и изменение ценности со временем); национальность символов как синтезирование этоса народа для его самосохранения. Неутилитарная целесообразность символов помогает сохранять культурные коды, содержащиеся в религиозно-мифологическом наследии. Автор предлагает рассматривать сакральное как процесс формирования и развития культурной формы, которая меняет свои значения с течением времени, подвергаясь различным ценностным интерпретациям. Культурологический дискурс предполагает исследование сакрального символа во всей возможной полноте накопленных смыслов с тем, чтобы актуализировать его творческий потенциал для последующих поколений. |
Ключевые слова |
категория «сакральное», культурологический дискурс, сакральный символ, ценности культуры, культурологическая интерпретация. |
Список литературы |
1 Батай Ж. «Проклятая часть»: Сакральная социология. М.: Ладомир, 2006. 742 с. 2 Всемирная энциклопедия: Религия / гл. ред. М.В. Адамчик. Минск: Современный литератор, 2003. 832 с. 3 Гирц К. Интерпретация культур. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. 560 с. 4 Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии. М.: Элементарные формы, 2018. 808 с. 5 Жирар Р. Насилие и священное. М.: Новое литературное обозрение, 2000. 400 с. 6 Зенкин С.Н. Небожественное сакральное. Теория и художественная практика. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2012. 537 с. 7 Зедерблом Н. Становление веры в Бога // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. М.: Канон+, 1998. С. 263–314. 8 Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2008. 272 с. 9 Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М.: Гносиз — Языки русской культуры, 1995. Т. 1. Первый век христианства на Руси. 875 с. 10 Флоренский П.А. Иконостас // Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1996. 336 с. 11 Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. С. 261–337. 12 Элиаде М. Образы и символы // Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении. Символы и сакральное. Сакральное и мирское. М.: Ладомир, 2000. С. 127–251. 13 Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 297 с. |
PDF-файл |