Название статьи

РАССКАЗ А. П. ЧЕХОВА «ВЕРБА»:  ДИФФУЗИЯ КУЛЬТУРНЫХ КОДОВ

Автор/ы

В. В. Кондратьева 

М. Ч. Ларионова 

Сведения об авторе/авторах

Виктория Викторовна Кондратьева — кандидат филологических наук, профессор, Таганрогский институт им. А. П. Чехова (филиал Ростовского государственного экономического университета), ул. Инициативная, д. 48, 347936 г. Таганрог, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2388-2088
E-mail: viktoriya_vk@mail.ru

Марина Ченгаровна Ларионова — доктор филологических наук, главный научный сотрудник, Южный научный центр Российской академии наук, пр. Чехова, д. 41, 344006 г. Ростов-на-Дону, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2955-2621
E-mail: larionova@ssc-ras.ru

Рубрика

Филологические науки

Год

2022

Номер журнала

Т. 64

Страницы

С. 139–146

Дата поступления статьи

13.10.2020

Дата одобрения рецензентами

27.11.2020

Дата публикации

28.06.2022

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-64-139-146

Индекс УДК

821.161.1.0

Индекс ББК

83.3(2Рос=Рус)52

Аннотация

Рассказ А. П. Чехова был написан к Пасхе 1883 г. Однако назван он по имени главного «персонажа» предпасхального праздника — Вербного воскресенья. Это обстоятельство проливает свет на символику рассказа: традиционно-культурные и пасхальные элементы, народная и книжная традиции переплетаются. Эти культурные коды не существуют друг без друга, и всякий писатель, говорящий на русском языке, воспринимает их как органическое единство. Образ вербы в рассказе имеет фольклорные и христианские коннотации. Диффузия культурных кодов определяет гибридность жанровой стратегии рассказа. Это пасхальный рассказ. В нем есть главные признаки жанра: приуроченность к празднику, дидактизм, духовное перерождение героя и др. Однако Чехов разрушает читательское ожидание пасхального чуда, поскольку необыкновенным, удивительным явлением становится кровавое преступление, а раскаяние преступника приводит его к самоубийству. Образ такого раскаявшегося грешника, «неправильного» с точки зрения пасхальной традиции, включает в структуру рассказа элементы жанров устной народной словесности: баллады (невинная жертва, убийство, самоубийство, мотив дерева на месте преступления и др.) и легенды (морально-этический посыл, преображение и раскаяние героя и др.). 

Ключевые слова

Чехов, «Верба», пасхальный рассказ, традиционная культура, христианская символика, жанр.

Список литературы

1 Агапкина Т. А. Символика деревьев в традиционной культуре славян: ива, верба, ракита (род Salix) // Славянский альманах. 2014. Вып. 1–2. С. 283–302.

2 Березович Е. Л., Кривощапова Ю. А. Утопленник // Славянские древности. Этнолингвистический словарь: в 5 т. М.: Международные отношения, 2012. Т. 5. С. 383–386.

3 Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ: становление жанра. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. 256 с.

4 Есаулов И. А. Пасхальный архетип русской литературы и структура романа «Доктор Живаго» // Проблемы исторической поэтики. 2001. № 6. С. 483–499.

5 Захаров В. Н. Пасхальный рассказ как жанр русской литературы // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1994. С. 249–261.

6 Левин И. Двоеверие и народная религия в истории России / пер. с англ. М.: Индрик, 2004. 216 с.

7 «Народная Библия»: Восточнославянские этиологические легенды / сост. и коммент. О. В. Беловой. М.: Индрик, 2004. 576 с. 

8 Парфило Т. И. Образ вербы в восточнославянских легендах библейской тематики // Традиционная культура. 2010. № 4. С. 97–108. 

9 Парфило Т. И. Верба и ее восточнославянские названия // Русская речь. 2010. № 5. С. 79–84. 

10 Пропп В. Я. Поэтика фольклора. М.: Лабиринт, 1998. 352 с.

11 Собенников А. С. Между «есть Бог» и «нет Бога» (о религиозно-философских традициях в творчестве А. П. Чехова. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1997. 222 с.

12 Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 824 с.

13 Толстой Н. И., Усачева В. В. Верба // Славянские древности; этнолингвистичесакий словарь: в 5 т. М.: Международные отношения, 1995. Т. 1. С. 333–336. 

14 Часовникова А. В. Христианские образы растительного мира в народной культуре. Петров крест. Адамова голова. Святая верба. М.: Индрик, 2003. 246 с.

15 Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. Соч.: в 18 т. М.: Наука, 1974. Т. 1. 584 с. М.: Наука, 1975. Т. 2. 583 с. 

PDF-файл

Скачать