Название статьи

КОНЦЕПТ «ВРЕМЯ» В ПОВЕСТИ М.А. БУЛГАКОВА «ДЬЯВОЛИАДА»

Автор/ы

Королева В.В., Притомская А.Р.

Сведения об авторе/авторах

Вера Владимировна Королева — доктор филологических наук, заведующая кафедрой второго иностранного языка и методики обучения иностранным языкам, Владимирский государственный университет им. братьев Столетовых, Строителей просп., 11, 600024 г. Владимир, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000‑0002‑7608‑9772
E-mail: queenvera@yandex.ru

Алина Романовна Притомская — ассистент кафедры второго иностранного языка и методики обучения иностранным языкам, Владимирский государственный университет им. братьев Столетовых, Строителей просп., 11, 600024 г. Владимир, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0009‑0006‑0948‑770X
E-mail: gera.greenhill@gmail.com

Рубрика

Филологические науки

Год

2024

Номер журнала

Т. 74

Страницы

С. 131–145

Дата поступления статьи

23.01.2024

Дата одобрения рецензентами

07.10.2024

Дата публикации

29.12.2024

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-74-131-145

Индекс УДК

821.161.1.09

Индекс ББК

83.3(2)

Аннотация

Статья посвящена комплексному исследованию концепта «время» в повести М.А. Булгакова «Дьяволиада». На основе гипотезы о прерывности вре‑ мени (О.В. Шалыгина) делается предположение о том, что ход времени в повести разрывается в результате наложения пласта старого времени на пласт нового, что создает темпоральный слом, причиной возникновения которого является особый переломный момент в истории России, — Революция — ознаменовавший собой переход от нежизнеспособного времени к новому, ускоренному. Авторами выделяется исторический (разрушение естественного течения объективного (исторического) времени, смещение привычных хронологических границ как следствие коренных экономических и политических изменений в стране) и личностный (ощущение выпадения из времени как следствие замедления, ускорения или смещения исторического времени) типы темпорального слома; опи‑ сываются средства их создания: лексические (прямые лексические указатели времени, наречия и глаголы с семантикой неестественно быстрого действия), синтаксические (парцелляция, изменение повествовательного ритма, асиндетон, нагромождение глаголов) и стилистические (гипербола, гротеск, аллитерация, повторы, синекдоха). В статье делается вывод о том, что результатом темпорального слома в повести становится выпадение героя, находящегося в ситуации сильного эмоционального потрясения, из времени (безумие) и выход в пространство безмерности (смерть).

Ключевые слова

концепт «время», темпоральный слом, переходная эпоха, гротеск, разрушительная ирония, кукольность, двойничество.

Список литературы

Исследования

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. С. 121–290.

Белый А. Собр. соч. Ритм как диалектика и «Медный всадник». Исследование. М.: Дмитрий Сечин, 2014. 525 с.

Бердяева О.С. Мир и его отражение в прозе М.А. Булгакова 20 годов: повесть «Дьяволиада» // Ученые записки Новгородского государственного универси­тета. 2018. № 6 (18). С. 2.

Галинская И.Л. Загадки известных книг. Глава 2. Криптография романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. М.: Наука, 1986. 124 с.

Замятин Е. Новая русская проза // Я боюсь: Литературная критика. Публици­стика. Воспоминания. М.: Наследие, 1999. 341 с.

Королева В.В., Притомская А.Р. «Гофмановский комплекс» в повести М.А. Булга­кова «Дьяволиада» // Новый филологический вестник. 2024. № 69 (1). С. 56–170.

Лавров А.В. У истоков творчества Андрея Белого («Симфонии») // Белый А. Симфонии. Л.: Худож. лит., 1991. 526 с.

Менглинова Л.Б. Гротеск в повести М.А. Булгакова «Роковые яйца» // Художе­ственное творчество и литературный процесс. Сб. ст. / отв. ред. Н.Н. Киселев. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1988. Вып. 8. С. 72–87.

Нилова С.В. Время и пространство в произведениях М.А. Булгакова 20 годов // Вестник Новгородского государственного университета. 2007. № 41. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/vremya-i-prostranstvo-v-proizvedeniyah-m-a-bulgakova-20-h-godov (дата обращения: 18.08.2023).

Прус К. Гротескность как способ изображения советской действительности в Собачьем сердце Михаила Булгакова // Михаил Булгаков, его время и мы. Кол­лективная монография / под ред. Г. Пшебинды, Я. Свежего. Краков: Scriptum, 2012. 920 с.

Соколов Б.В. Энциклопедия булгаковская. М.: Локид; Миф, 1996. 586 с.

Шалыгина О.В. Фрактал времени в литературе. Онтология и телеология художе­ственного ритма. М.: Буки Веди, 2021. 464 с.

Bolecki W. Od potworów do znaków pustych // Pre-teksty i teksty. Warszawa: Wydawnictwo Naukowe PWN, 1991. 235 p.

McElroy J. Groteska i jej współczesna odmiana // Groteska. 2003. P. 125–167.

Sokół L. O pojęciu groteski // Przegląd Humanistyczny. 1971. № 2–3. P. 21–98.

Источники

Блок А.А. Собр. соч.: в 8 т. М.; Л.: ГИХЛ, 1962. Т. 6. 560 с.

Булгаков М.А. Чаша жизни: Повести, рассказы, пьеса, очерки, фельетоны, письма. М.: Сов. Россия, 1988. 591 с.

Булгаков М.А. Собр. соч.: в 5 т. М.: Худож. лит., 1989. Т. 2. 760 с. Т. 5. М.: Худож. лит., 1992. 736 с.

PDF-файл

Скачать