Название статьи |
АВТОФИКШН VS. «ЛИТЕРАТУРА ТРАВМЫ» |
Автор/ы |
Жучкова А.В. |
Сведения об авторе/авторах |
Анна Владимировна Жучкова — кандидат филологических наук, доцент, Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, ул. Миклухо-Маклая, д. 10/2, 117198 г. Москва, Россия. |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2024 |
Номер журнала |
Т. 74 |
Страницы |
С. 163–181 |
Дата поступления статьи |
07.04.2024 |
Дата одобрения рецензентами |
03.10.2024 |
Дата публикации |
29.12.2024 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-74-163-181 |
Индекс УДК |
82.09 |
Индекс ББК |
83 |
Аннотация |
Статья рассматривает жанр автофикшн как итог автобиографического и антропологического поворотов ХХ в. Исследование генезиса и жанрообразующих характеристик автофикшн позволяет отграничить его от жанра автобиографии, выявить типологическое сходство с женским письмом и противопоставить автофикциональный метод позднейшим мутациям: «литературе док» и «литературе травмы». Хотя в основании автофикшн и «литературы травмы» лежит травматический опыт, представленность его различна. В автофикшн про‑ рабатывается символическая интерпретация травмы, не совпадающая с самим событием. Обращение автогероя к глубинному «я» в процессе «написания своего психоанализа» позволяет ему разрушить автоматизм стереотипного восприятия и изменить себя. «Литература травмы», напротив, концентрируется на конкретном травматическом событии, из-за чего теряет сущностные характеристики авто‑ фикшн: фикциональность, потоковый характер, диалог с бессознательным. Стремясь сгладить ситуацию травмы возвращением к прежним структурам опыта, она приспосабливает травматический опыт к прежней идентичности, вместо того чтобы использовать его как ресурс для изменения. Рассматривая эволюцию автофикционального метода в русской литературе 2000-х – 2010 гг., автор статьи обращается к текстам Э. Лимонова, Р. Сенчина, А. Козловой, О. Брейнингер, О. Васякиной, А. Лужбиной и др. |
Ключевые слова |
автофикшн, «литература травмы», автобиография, «литературдок», Анна Козлова, Роман Сенчин, женское письмо. |
Список литературы |
Исследования Агеев А. Л. Голод 54 от 25 сентября 2001 // Голод. М.: Время, 2013. 672 с. Амирян Т.Н. Двойная идентичность автофикциональной литературы // Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2019. № 3 (38). С. 197–208. Амирян Т.Н. Грель И. Автофикция // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. 2017. № 2. С. 62–69. Аствацатуров А. Психологический роман или автобиография? О романе Павла Вадимова «Лупетта» // Textonly. 2008. № 17. 29 апреля. URL: http://www.litkarta.ru/dossier/astvatsaturov-o-vadimove/ (дата обращения: 11.12.2023). Аствацатуров А. Разборы не без чтения № 5. Невротик в маске монстра // Топос. 2003. 03 сентября. URL: https://www.topos.ru/article/1547 (дата обращения: 11.12.2023). Басинский П. Тотальная победа жанра автофикшн будет означать смерть литературы // Российская газета. 2022. 20 февраля. URL: https://rg.ru/2022/02/20/basinskij-totalnaia-pobeda-zhanra-avtofikshn-budet-oznachat-smert-literatury.html (дата обращения: 11.12.2023). Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества / сост. С.Г. Бочаров. М.: Искусство, 1986. 445 с. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / Собр. соч.: в 6 т. М.: Русские словари; Языки славянской культуры, 2002. Т. 6. 1963. Работы 1960-х – 1970 гг. / ред. С. Бочаров, Л. Гоготишвили. 800 с. Бахтин М.М. К вопросам самосознания и самооценки // Собр. соч.: в 7 т. М.: Русские словари, 1996. Т. 5. С. 72–80. Беляков С. Новые Белинские и Гоголи на час // Вопросы литературы. 2007. № 4. C. 77–94. Беляков С. Роман Сенчин: неоконченный портрет в сумерках // Урал. 2011. № 10. URL: http://uraljournal.ru/work-2011‑10‑218 (дата обращения: 11.12.2023). Гаек И. Литература факта // Вопросы литературы. 1965. № 12. URL: https:// voplit.ru/article/literatura-fakta/ (дата обращения: 11.12.2023). Гриц Т. Мертвый штамп и живой человек // Литература факта: Первый сборник материалов работников ЛЕФа / под ред. Н.Ф. Чужака. [Переиздание 1929 г.]. М.: Захаров, 2000. 285 с. Гурленова Л.В. Э. Лимонов о Литературе («Это Я — Эдичка») // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 2. Т. 2. С. 72–75. Гюнтер Х. Биполярность литературы факта и литературы вымысла в истории литературы // Русский формализм (1913–2013): Международный конгресс к 00-летию русской формальной школы. Тезисы докладов / под ред. Вяч. Вс. Иванова. М.: Изд-во Ин-та славяноведения РАН, 2013. 280 с. Дильтей В. Введение в науки о духе // Дильтей В. Собр. соч.: в 6 т. / под ред. А. Михайлова, Н. Плотникова / пер. под ред. B. Малахова. М.: Дом интеллектуальной книги, 2004. Т. 3. 762 с. Жеребкина И. «Прочти мое желание…» Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М.: Идея-пресс, 2000. 320 с. Жучкова А.В. Когда каждый стал богом. Литература начала эона // Вопросы литературы. 2019. № 4. С. 57–74. Калинин И. Прием остранения как опыт возвышенного (от поэтики памяти к поэтике литературы) // НЛО. 2009. № 1. URL: https:// magazines.gorky.media/nlo/2009/1/priem-ostraneniya-kak-opyt-vozvyshennogo. html (дата обращения: 11.12.2023). Куприянов Б. Почему автофикшн не нужен // Горький. 2022. 17 февраля. URL: https://gorky.media/context/pochemu-avtofikshn-ne-nuzhen/ (дата обращения: 11.12.2023). Кучина Т.Г. «Я»-повествователь как «ненадежный читатель» автобиографического претекста в русской прозе конца ХХ – начала ХХI вв. // Филологические науки. 2007. № 2. С. 14–21. Кучина Т.Г. Поэтика «я»-повествования в русской прозе конца XX – начала XXI в. Ярославль: Изд-во Ярославского гос. пед. ун-та, 2008. 269 с. Левина-Паркер М. Введение в самосочинение: аutofiction // НЛО. 2010. № 3. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2010/3/vvedenie-v-samosochinenie-autofiction. html (дата обращения: 11.12.2023). Метамодернизм. Историчность, аффект и глубина после постмодернизма / под ред. Р. ван ден Аккера, Э. Гиббонс, Т. Вермюлена; пер. с англ. А.В. Павлова. М.: Рипол классик, 2019. 494 с. Муравьева Л.Е. Критика и вымысел: опыт автофикшна (Серж Дубровский и Реймон Федерман) // Вопросы литературы. 2023. № 1. С. 63–83. Муравьева Л. Е. Кризис гибридных жанров: Филипп Форест и возвращение «я-романа» во французскую литературу // Вопросы литературы. 2018. № 4. URL: https://voplit.ru/article/krizis-gibridnyh-zhanrov-filipp-forest-i-vozvrashhenie-ya-romana-vo-frantsuzskuyu-literaturu/ (дата обращения: 11.12.2023). Оробий С. На смерть «Букера», или Похороны романа // Textura. 2018. 10 августа. URL: http://textura.club/na-smert-bukera/ (дата обращения: 20.12.2018). Пустовая В. Новое «я» современной прозы: об очищении писательской личности // Новый мир. 2004. № 8. URL: https://magazines.gorky.media/novyi_ mi/2004/8/novoe-ya-sovremennoj-prozy-ob-ochishhenii-pisatelskoj-lichnosti.html (дата обращения: 11.12.2023). Пустовая В. Следя за собой. Литература опыта как направление // Свободная пресса. 2016. 26 марта. URL: https://svpressa.ru/culture/article/145245/ (дата обращения: 30.11.2018). Роднянская И. Гамбургский ежик в тумане // Новый мир. 2001. № 3. URL: https:// magazines.gorky.media/novyi_mi/2001/3/gamburgskij-ezhik-v-tumane.html (дата обращения: 11.12.2023). Роднянская И. Предисловие к статье В. Пустовой «Новое “я” современной прозы: об очищении писательской личности» // Новый мир. 2004. № 8. URL: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2004/8/novoe-ya-sovremennoj-prozy-ob-ochishhenii-pisatelskoj-lichnosti.html (дата обращения: 11.12.2023). Руднев П. Этика документального театра: «Публицистика — тоже искусство» // Знамя. 2018. № 2. URL: https://magazines.gorky.media/znamia/2018/2/etika-dokumentalnogo-teatra-publiczistika-tozhe-iskusstvo.html (дата обращения: 11.12.2023). Рюткенен М. Гендер и литература: проблема «женского письма» и «женского чтения» // Филологические науки. 2000. № 3. С. 5–16. Сафронова Е. Жанр автофикшн глазами критика — достоинства и недостатки // Доклад на Всероссийском совещании писателей СПР (Химки) — 2023. 3 июня 2023 г. Томэ Д., Шмид У., Кауфманн В. Вторжение жизни. Теория как тайная автобиография / пер. с нем. М. Маяцкого. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 336 с. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 576 с. Угаров М. Что такое verbatim // Colta.ru. 2012. 2 февраля. URL: http://os.colta.ru/theatre/events/details/33925/?expand=yes#expand (дата обращения: 11.12.2018). Флоренский П.А. Заметки об антропологии // Флоренский П.А. У водоразделов мысли / сост. игум. Андроник, М.С. Трубачева, П.В. Флоренский. М.: Правда, 1990. 448 с. Хоружий С.С. Лекции по введению в синегрийную антропологию // Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте / отв. ред. С.С. Хоружий. М.: Прогресс-Традиция, 2010. С. 841–916. Чередниченко С. Заслуженный подросток русской литературы. Эдуард Лимонов // Вопросы литературы. 2015 № 6. URL: https://voplit.ru/article/zasluzhennyj-podrostok-russkoj-literatury-eduard-limonov/ (дата обращения: 11.12.2023). Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Федерация, 1929. 268 с. Источники Козлова А. Месседж моего романа основывается на невозможности любого судейства. Беседовала А. Жучкова // Лиterraтура. 2017. 22 августа. URL: http://literratura.org/non-fiction/2408-anna-kozlova-messedzh-moego-romana-osnovyvaetsya-na-nevozmozhnosti-lyubogo-sudeystva.html (дата обращения: 22.03.2020). Козлова А. Превед победителю. СПб.: Амфора, 2006. URL: https:// libking.ru/books/prose-/prose-contemporary/475432-anna-kozlova-preved-pobeditelyu.html (дата обращения: 11.12.2023). Лимонов Э. Это я — Эдичка. М.: Альпина нон-фикшн, 2021. URL: https://litmir. club/br/?b=61290 (дата обращения: 22.03.2024). Токарчук О. Чуткий рассказчик. Полный текст нобелевской лекции Ольги Токарчук / пер. с англ. Елена Рыбакова // Colta. 16 декабря 2019. URL: https:// yarcenter.ru/articles/culture/literature/chutkiy-rasskazchik/ (дата обращения: 05.11.2024). Шелер М. Философское мировоззрение // Избранные произведения / пер. с нем. А.В. Денежкина, А.Н. Малинкина А.Ф. Филлипова; под ред. А.В. Денежкина. М.: Гнозис, 1994. 490 с. Шкловский В.Б. Самое шкловское / сост., вступ. ст. и коммент. А. Берлиной. М.: АСТ; РЕШ, 2017. 624 с. |
PDF-файл |
Скачать |