Название статьи

ОБРАЗ СВЕТА: ПОЭТИКА ДРЕВНЕРУССКОЙ КНИЖНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПОСТРЕВОЛЮЦИОННЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ (М. ЦВЕТАЕВА, О. МАНДЕЛЬШТАМ, А. АХМАТОВА, Б. ПАСТЕРНАК)

Автор/ы

T. И. Радомская

Сведения об авторе/авторах

Татьяна Игоревна Радомская — доктор филологических наук, профессор, Институт славянской культуры, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина, Хибинский пр., д. 6, 129125 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9442-7643. E-mail: radomtatig@gmail.com

Рубрика

Филологические науки

Год

2021

Номер журнала

Т. 62

Страницы

С. 174–183

Дата поступления статьи

10.09.2021

Дата публикации

28.12.2021

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-62-174-183

Индекс УДК

821.161.1.0

Индекс ББК

83.3(2 Рос=Рус)6

Аннотация

В статье исследуется трансформация поэтики древнерусской книжности и духовных текстов в русской литературе постреволюционных десятилетий, проявившая себя, в частности, в художественном осмыслении образа Света. Образ Света в древнерусской литературе является особым феноменологичным образом, что связано с феноменологичным типом отечественного художественного мировосприятия, о чем, например, писал С. Л. Франк, анализируя творчество А. С. Пушкина. В древнерусской литературе образ Света, как правило, являет собой мир сакральный. Он выступает в разных художественных воплощениях и качествах. Свет освящает, объединяет вокруг себя земной мир, он покров и, наряду с этим, граница, отделяющая Свет от тьмы, что показано в статье при анализе древнерусских текстов («Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли», «Слово о погибели Русской земли», «Житие преподобного Сергия Радонежского»). В русской литературе постреволюционных десятилетий образ Света как феноменологичный образ с его семантикой сакральности близок образу Света в древнерусской литературе и занимает определенное место в художественном мире М. Цветаевой, О. Мандельштама, А. Ахматовой, Б. Пастернака. У М. Цветаевой, О. Мандельштама, А. Ахматовой Свет обозначает трансцендентный вектор развития их творчества, определяющий их тип художественного сознания. При этом у М. Цветаевой Свет показан через оппозицию «цвет-Свет», которая подчеркивает нематериальность образа Света через актуализацию в нем белого цвета. У О. Мандельштама и А. Ахматовой Свет также может быть представлен белым, светящимся цветом, близким семантике Света у М. Цветаевой. Но при этом в их творчестве он связан с особой темой 1920–1940-х гг. «оптовых смертей», смертей целых поколений и часто может быть окрашен в багровые, красные тона. В христианской культурной традиции они символизируют цвет мученичества. В «Докторе Живаго» Б. Пастернака Свет также может являть мир сакральный, но при этом он связан с другим типом художественного мировосприятия. Это ощущение «имманентного присутствия божественного в природе и человеческой душе» определяет особую композицию образа: источник Света часто находится внутри материальной, земной жизни. Итак, образ Света в анализируемых текстах постреволюционных десятилетий развивает поэтику Света древнерусской книжной традиции и являет два типа художественного сознания: «имманентное присутствие божественного в природе и человеческой душе» и «острое чувство трансцендентности».

Ключевые слова

ноумен, феномен, образ Света, сакральность, имманентность, трансцендентность, «цвет-свет», земное, небесное, целокупность.

Список литературы

1 Акафистник. М.: Изд-во Московской патриархии, 1989. Ч. 1. 255 с. 

2 Ахматова А. Реквием, 1935–1940. Мюнхен: Т-во зарубежных писателей, 1969. 24 с.

3 Ахматова А. А. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1984. 20 с. 

4 Герштейн Э. Г. Вблизи поэтов. Мемуары: Ахматова, Мандельштам, Пастернак, Лев Гумилев. М.: АСТ, 2019. 878 с.

5 Киреевский И. С. Полн. собр. соч.: в 2 т. М.: [б.и.], 1861. С. 326–327. 

6 Мандельштам О. Э. Полн. собр. соч.: в 3 т. М.: Прогресс-Плеяда, 2009. Т. 1. 811 с.

7 Марина Цветаева. «Берегите Гнездо и Дом…» / сост. Т. И. Радомская. М.: Совпадение, 2005. 240 с.

8 Пастернак Б. Л. Доктор Живаго: Роман. М.: ЭКСМО, 2008. 624 с.

9 Радомская Т. И., Бондаренко Е. М. Духовные основы русской литературы. Курс лекций. М.: Изд-во РГУ им. А. Н. Косыгина, 2020. Ч. 1: Образ Дома как феномена национальной концептосферы в древнерусской литературе. 101 с.

10 Саблина Н. П. Буквица славянская. М.: Покровъ, 2013. С. 16–17.

11 Франк С. Л. Этюды о Пушкине. М.: Согласие, 1999. 127 с.

PDF-файл

Скачать