| Название статьи | ПРОЕКТ ВСЕСЛАВЯНСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ВЫСТАВКИ В ПЕТЕРБУРГЕ: 1902–1912 | 
| Автор/ы | А.А. Сабинина | 
| Сведения об авторе/авторах | Анастасия Александровна Сабинина — аспирантка, Школа искусств и культурного наследия, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Гагаринская ул., д. 6/1 А, 191187 г. Санкт-Петербург, Россия. | 
| Рубрика | Искусствоведение | 
| Год | 2024 | 
| Номер журнала | Т. 71 | 
| Страницы | С. 225–233 | 
| Дата поступления статьи | 11.04.2023 | 
| Дата одобрения рецензентами | 18.08.2023 | 
| Дата публикации | 25.03.2024 | 
| Индекс DOI: | https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-71-225-233 | 
| Индекс УДК | 18.08.2023 | 
| Индекс ББК | Щ03(2) | 
| Аннотация | В статье рассматривается процесс организации Всеславянской художественно-промышленной выставки, подготовка которой длилась 10 лет: с 1902 по 1912 гг. Для реконструкции этого процесса привлекаются архивные материалы и периодика начала XX в. Всеславянская выставка анализируется как часть обще- мирового тренда на международные и национальные художественные экспозиции, а также как часть петербургской тенденции рубежа XIX–XX в., когда в столицу привозили современное искусство разных стран: от Германии до Японии. Устроителем Всеславянской выставки выступило Славянское Благотворительное общество, которое учредило специальный Выставочный комитет. Комитету удалось получить разрешение от государя и средства от министра финансов на осуществление проекта. Выставка была призвана способствовать созданию новых торговых контактов; кроме того, в ответ на угрозу экспансии венгерской и немец- кой культуры она должна была продемонстрировать единство и сплоченность славянства. Приглашенные участники отнеслись к выставке с большим энтузиазмом, поэтому планы организаторов постепенно становились все более масштабными и более дорогими в осуществлении. Однако событие так и не состоялось. Причины резкой отмены выставки лежали в области внешней политики. Таким образом, статья помещает Всеславянскую выставку в политический контекст и исследует роль искусства в международной дипломатии. Помимо этого, приводятся примеры других проектов всеславянских художественных выставок, в том числе и заграничных. | 
| Ключевые слова | Всеславянская выставка, художественно-промышленная выставка, Славянское благотворительное общество, культурная дипломатия, панславизм, славянская идея, культурные контакты, культурные связи. | 
| Список литературы | Исследования 1 Болдин В.А. Рупор «нового славянского мировоззрения»: журнал «Славянский век» (1900‒1904) // Вестник Московского государственного областного университета. 2017. № 1. URL: www.evestnik mgou.ru (дата обращения: 05.04.2023). 2 Волков В.К. К вопросу о происхождении терминов «пангерманизм» и «панславизм» // Славяно-германские культурные связи. М.: Наука, 1969. С. 25–69. 3 Исаева О.Н. Мюрцштегский опыт «умиротворения» Македонии // Македония: Проблемы истории и культуры. М.: Изд-во ИСл РАН, 1999. С. 72–99. 4 Поповкин А.А. Славянские благотворительные общества в Москве и Санкт Петербурге: (1858–1921 гг.): автореф. дис. … канд. историч. наук. Воронеж, 2013. 23 с. 5 Прокудин Б.А. Идея славянского единства в политической мысли России XIX века: генезис, основные направления и этапы развития: автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2007. 30 с. 6 Art, Culture, and National Identity in Fin-de-siècle Europe / ed. by M. Facos. Cambridge: Cambridge UP, 2003. 297 p. 7 Pushaw B. “Our country has never been as popular as it is now!”: Finland at the 1900 Exposition Universelle // Expanding Nationalisms at World's Fairs: Identity, Diversity, and Exchange, 1851–1915. London: Routledge, 2017. P. 130–146. 8 Dianina K. When Art Makes News. Writing Culture and Identity in Imperial Russia. DeKalb, IL: NIU Press, 2013. 324 p. 9 Georgieva M. South Slav Dialogues in Modernism. Bulgarian Art and the Art of Serbia, Croatia and Slovenia. 1904–1912. Sofia: Institute of Art Studies, Bulgarian Academy of Sciences, 2008. 368 p. 10 Kružić-Uchztil V. Prvi nastupi hrvatskih umjetnika na međunarodnoj umjetničkoj sceni od 1896 do 1903 godine // Peristil. 1988. Vol. 31–32. No. 1. S. 193–198. Источники 11 Всеславянская художественно-промышленная выставка // Славянский век. 1902. № 49. 20 авг. (2 сент.) С. 8–9. 12 Всеславянская выставка // Славянский век. 1903. № 64. 1 (14) мая. С. 500. 13 Галицкий. Славянские вести // Славянский век. 1901. № 31. 8 (21) ноя. С. 210. 14 Иностранное обозрение // Вестник Европы. 1896. № 9. С. 353–365. 15 Кузьмин Е. Искусство в Киеве // Аполлон. 1910. № 6. С. 47–49. 16 Каталог Австро-Венгерской выставки. С-Петербург-Москва. 1899–1900. СПб.: Голике, 1899. 118 c. 17 Славянские вести // Славянский век. 1902. № 42. С. 500–501. 18 Д. В-нъ. Юбилейная всеславянская художественно-промышленная выставка в Петербурге // Славянский век. 1902. № 43. 6 (19) апр. С. 514–515. 19 Художественная хроника // Искусство и печатное дело. 1910. № 1. С. 22. 20 Ritter W. Письмо о славянском искусстве // Аполлон. 1910. № 4. С. 31. | 
| PDF-файл | 



