Название статьи

АПОКАЛИПТИКА РЕВОЛЮЦИИ И ПОДВИЖНИЧЕСТВО В ПОЭМЕ Б. Л. ПАСТЕРНАКА «ЛЕЙТЕНАНТ ШМИДТ»

Автор/ы

О. А. Мальцева

Сведения об авторе/авторах

Оксана Анатольевна Мальцева — кандидат филологических наук, доцент, Балтийский федеральный университет имени И. Канта, ул. Александра Невского, д. 14, 236016 г. Калининград, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3999-4431. E-mail: oa_malts@mail.ru

Рубрика

Филологические науки

Год

2021

Номер журнала

Т. 62

Страницы

С. 202–210

Дата поступления статьи

14.04.2020

Дата публикации

28.12.2021

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-62-202-210

Индекс УДК

821.161.1.0

Индекс ББК

83.3(2Рос=Рус)6

Аннотация

В статье рассматривается структура и значение мифопоэтического компонента поэмы Б. Л. Пастернака «Лейтенант Шмидт» (1926–1927). Показано, что мифопоэтика способствует выражению в произведении христианских взглядов автора на события русской революции 1905–1907 гг. Говорится
об изображении Севастопольского восстания как своего рода повторения трагической истории захвата Киева монголо-татарами в XIII в., а также кровавых реалий Великой Французской революции конца XVIII в., поскольку данные события явились последствиями того, что общество пренебрегло духовно-нравственными основами своего существования. Воплощением последних выступают здесь, по мнению автора статьи, возникающие в подтексте образы разрушенной в 1240 г. Десятинной церкви, не реализованных вовремя Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Манифеста 17 октября 1905 г. При этом подчеркивается значимость в поэме мещанского облика «спящего» города-крепости Севастополя. Обращается внимание на то, что лейтмотивным в картине духовного небодрствования, лжи и насилия является образ разгулявшейся демонической стихии, которая в итоге охватила обе противоборствующие стороны. Утверждается, однако, что в поэме имеет место и антагонистическое этой стихии духовное начало — в образе лейтенанта Шмидта, который воплощает собой идею евангельского подвижничества в эпоху насилия и бездуховности. Анализируется природа внутреннего конфликта, переживаемого героем, а также динамика связанных с ним сюжетных линий. Отмечается роль библейских и историко-литературных аллюзий. Высказывается мысль о том, что произведение, таким образом, обнаруживает характерные черты историко-мифологической поэмы.

Ключевые слова

Б. Л. Пастернак, поэма, историко-литературные аллюзии, миф, христианские идеи.

Список литературы

1 Вортман В., Вортман Д. Взятие Киева монголами // Воин. 2004. № 16. С. 25–27. 

2 Левин Ю. И. Заметки о «Лейтенанте Шмидте» // Ю. И. Левин Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. С. 174–208. 

3 Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1997. Т. 2. 719 с.

4 Пастернак Б. Л. Полн. собр. соч.: в 11 т. М.: СЛОВО / SLOVO, 2003. Т. 1. 576 с. 

5 Пастернак Е. Б., Пастернак Е. В. Комментарии // Пастернак Б. Л. Полн. собр. соч.: в 11 т. М.: СЛОВО / SLOVO, 2003. Т. 1. С. 421–564. 

6 Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза. М.: Российское Библейское Общество, 1999. 1120 с.

7 Сергеева-Клятис А. «Свой среди чужих, чужой среди своих»: Революционные поэмы Пастернака в литературной критике // Вопросы литературы. 2012. № 5. С. 437–463.

8 Фоменко И. В. Поэтическое творчество Бориса Пастернака 10-х–20-х годов: автореф. дис. … канд. филол. наук. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1971. 20 с.

PDF-файл

Скачать