Название статьи |
ЧЕРТЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЛЯ ГИТАРЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ ХХ В. |
Автор/ы |
Ю. А. Финкельштейн |
Сведения об авторе/авторах |
Юлия Анатольевна Финкельштейн — кандидат искусствоведения, доцент, член союза российских композиторов, доцент кафедры музыковедения, Институт «Академия имени Маймонида», Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», ул. Садовническая, д. 52/45, 115035 г. Москва, Россия. |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2022 |
Номер журнала |
Т. 64 |
Страницы |
С. 304–315 |
Дата поступления статьи |
22.09.2021 |
Дата одобрения рецензентами |
16.11.2021 |
Дата публикации |
28.06.2022 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-64-304-315 |
Индекс УДК |
785.1 |
Индекс ББК |
85.315(2)6 |
Аннотация |
Воздействие субкультуры характерно для академических произведений ХХ в., в том числе написанных для шестиструнной гитары и составов, включающих гитару. Многими авторами инструмент осознается как атрибут массовой культуры еще со времен Средневековья. Демократичность как историческое свойство гитары накладывает отпечаток на профессиональную академическую музыку для нее. Никогда ранее не входившая в состав оркестров, гитара становится постоянным и почти основным участником джазового ансамбля. В статье рассматривается разнообразие воплощения черт массовой культуры в академических отечественных произведениях с гитарой в ХХ в. Мелодико-гармонические особенности пролетарской песни внедряются композиторами советского периода (Асафьев, Шебалин, Речменский, Камалдинов) в гитарные опусы. Показано, что инструмент воспринимается композиторами второй половины века как феномен массовой культуры, и поэтому введение гитары в партитуру влечет за собой использование средств из ее арсенала — мелодико-гармонических, ритмических, фактурных, композиционных. Специфика киноиндустрии выражается во введении части саундтрека в сочинение, применении приема монтажа. Выявлено, что влияние эстрадной музыки, джазовых стилей проявляется в сольных пьесах для гитары композиторов второй половины ХХ столетия, стиль которых формируется на основе исполнительства (Виницкий, Руднев, Кошкин, Козлов). |
Ключевые слова |
массовая культура, постмодернизм, Асафьев, Шнитке, Эшпай, Слонимский, Кошкин, Руднев, шестиструнная гитара. |
Список литературы |
1 Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.: Медиум, 1996. 240 с. 2 Вольман Б. Гитара и гитаристы. Очерк истории шестиструнной гитары. Л.: Музыка, 1968. 188 с. 3 Дьячкова Л. С. Эшпай и его вторая скрипичная соната // Андрей Эшпай: Беседы, статьи, материалы, очерки: сб. ст. М.: Сов. композитор, 1988. С. 112–123. 4 Иванников Т. П. Эволюция творчества Лео Брауэра в контексте динамики обновления гитарного искусства ХХ века // Проблемы взаимодействия искусства, педагогики и теории и практики образования: сб. науч. ст. Харьков: С.А.М., 2011. Вып. 31: Лео Брауэр и гитарное искусство ХХ столетия. С. 11–25. 5 Кардаш А. Е. Симфонии Андрея Эшпая: поэтика жанра: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2008. 295 с. 6 Карташов А. П. Испанская (классическая) гитара: происхождение, эволюция, репертуар: дис. … канд. искусствоведения. Магнитогорск, 2015. 246 с. 7 Конен В. Дж. Рождение джаза. М.: Сов. композитор, 1984. 312 с. 8 Конен В. Дж. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке ХХ века. М.: Музыка, 1994. 160 с. 9 Мирошкина А. Ф. Киномузыка Альфреда Шнитке: опыт исследования: дис. ... канд. искусствоведения. Оренбург, 2016. 256 с. 10 Русинова Е. А. Формирование звуковых пространств в кинематографе: автореф. … д-ра искусствоведения. М., 2021. 57 с. 11 Холопова В. Н., Чигарева Е. И. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества. М.: Сов. композитор, 1990. 350 с. 12 Якименко Н. С. Акустическая гитара в диалоге с академической и джазовой традициями: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Н. Новгород, 2012. 26 с. 13 Backer M. The Guitar / ed. by A. Moore. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. P. 116–129. DOI:10.1017/CCOL9780521806350.009 14 Boone G. The guitar in jazz / ed. by V. Coelho. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. P. 65–86. DOI: 10.1017/CCOL9780521801928.006 |
PDF-файл |