Название статьи |
ПРЕЛОМЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ АКМЕИЗМА В ПОЭЗИИ В. ШАЛАМОВА |
Автор/ы |
Д. В. Кротова |
Сведения об авторе/авторах |
Дарья Владимировна Кротова — кандидат филологических наук, доцент филологического факультета, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, стр. 53, 119991 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6804-1605. E-mail: da-kro@yandex.ru |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2021 |
Номер журнала |
Т. 61 |
Страницы |
С. 177–188 |
Дата поступления статьи |
23.03.2020 |
Дата публикации |
28.09.2021 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-61-177-188 |
Индекс УДК |
821.161.1.0 |
Индекс ББК |
83.3(2Рос=Рус)6 |
Аннотация |
В статье рассматривается влияние акмеистических закономерностей на художественное сознание В. Шаламова-поэта. К изучению привлекается эпистолярное и мемуарное наследие Шаламова (письма к Н. Мандельштам, Н. Столяровой, очерк «Ахматова» и др.), где автор размышляет о значимости акмеистической литературной традиции, а также выдвигает собственное понимание акмеизма — не только как художественного направления, но и как своего рода «жизненного учения», мировоззренческой системы. Воздействие принципов акмеизма прослеживается в лирике Шаламова на разных уровнях. Задача настоящей статьи — выявить и систематизировать влияния названного художественного направления на творческое мышление поэта. Прежде всего речь идет об установке на «борьбу за этот мир» (по С. Городецкому): многогранном отражении акмеистами явлений окружающей действительности в ее красках, формах и предметных деталях. Шаламов наследует отмеченный принцип, объекты реальности играют в его поэтической системе первостепенно значимую роль и получают не менее отчетливое, емкое воплощение, чем в творчестве акмеистов. Подобная установка претворяется у Шаламова в контрастных ракурсах: с одной стороны, запечатление страшного мира, в котором человек едва-едва выживает и которому он всеми силами души стремится противостоять; с другой стороны, даже в тяжелейших условиях заключения поэт видел и ощущал гармонию и величие природы и стремился к точному, детализированному отображению ее реалий. Связь с художественным мышлением акмеистов у Шаламова выражается и в том, что его образы практически всегда предметны и осязаемы (отмеченная особенность очевидным образом раскрывается уже в первом стихотворении «Колымских тетрадей»). Как и в лирике акмеистов, у Шаламова внутреннее зачастую преломляется через внешнее, душевные переживания — сквозь призму соответствий предметного плана (принцип, который ярчайшим образом реализовался в поэзии А. Ахматовой). У Шаламова читатель не так часто находит «чистые» лирические монологи, значительно более типичная для него творческая тактика — характеризовать внутреннее состояние через цепь вещественных образов. Акмеистическая логика прослеживается у Шаламова в интерпретации целого ряда важнейших для поэта тем, и в их числе — тема творчества (характерные особенности ее трактовки показаны в статье на примере стихотворений «Ода ковриге хлеба», «Пусть по-топорному неровна…», «Нестройным арестантским шагом…»). В статье затронут такой значимый аспект (также связывающий поэта с художественной традицией акмеизма), как телесность образного мира. Наконец, важнейшая особенность акмеистического мышления, которую наследует Шаламов, — это очевидная обращенность его творчества к собеседнику, направленность на читателя. Формулируется вывод о том, что среди традиций, оказавших влияние на Шаламова-поэта, именно акмеистическая выступает одним из важнейших, наиболее существенных художественных и мировоззренческих ориентиров. |
Ключевые слова |
русская поэзия, Шаламов, акмеизм, телесность, диалог с читателем, тема творчества. |
Список литературы |
1 Волкова Е. В. «Лиловый мед» Варлама Шаламова (поэтический дневник «Колымских тетрадей») // Человек. 1997. № 1. С. 130–149. 2 Городецкий С. Некоторые течения в современной русской поэзии // Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала XX века: Литературные манифесты и художественная практика. Хрестоматия / сост. А. Г. Соколов. М.: Высшая школа, 1988. С. 90–96. 3 Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизм // Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала ХХ века: Литературные манифесты и художественная практика. Хрестоматия / сост. А. Г. Соколов. М.: Высшая школа, 1988. С. 83–87. 4 Гумилев Н. С. Читатель // Н. С. Гумилев Письма о русской поэзии. М.: Современник, 1990. С. 59–64. 5 Есипов В. В. Шаламов. М.: Молодая гвардия, 2012. 346 с. 6 Жирмунский В. М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. С. 106–133. 7 Кихней Л. Г. Акмеизм как течение // История русской литературы Серебряного века (1890-е – начало 1920-х годов). М.: Юрайт, 2017. Ч. 3: Акмеизм, футуризм и другие. 224 с. 8 Кихней Л. Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла // Ahmatova.niv.ru. URL: http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/kritika/kihnej-tajny-remesla/kartina-mira-i-obraz-perezhivaniya.htm (дата обращения: 05.01.2020). 9 Кихней Л. Г., Полтаробатько Е. Д. Телесный код в ранней лирике А. Ахматовой // Кихней Л. Г. Под знаком акмеизма: Избранные статьи. М.: Азбуковник, 2017. 608 с. 10 Мандельштам О. Малое собрание сочинений. СПб.: Азбука, 2016. 688 с. 11 Полтаробатько Е. К мифологии тела в лирике Мандельштама // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2009. № 2. С. 108–109. 12 Уде Ф. Х. Способы отражения образов Африки в произведениях Н. С. Гумилева // Известия ВГСПУ. № 2 (20). 2007. С. 37–40. 13 Шаламов В. Т. <О моей прозе> // Шаламов В. Т. Собр. соч.: в 4 т. М.: Худож. лит., Вагриус, 1998. Т. 4. С. 371–386. 14 Шаламов В. Т. Собр. соч.: в 7 т. М.: Книжный Клуб Книговек, 2013. Т. 3. 512 с. М.: Книжный Клуб Книговек, 2013. Т. 5. 384 с. М.: Книжный Клуб Книговек, 2013. Т. 6. 608 с. |
PDF-файл |