Название статьи

МУЗЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Автор/ы

Т.К. Ростовская

А.М. Егорычев

С.Б. Гуляев 

Сведения об авторе/авторах

Тамара Керимовна Ростовская — доктор социологических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, ул. Фотиевой, д. 6, корп. 1, 119333 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1629-7780
E-mail: rostovskaya.tamara@mail.ru

Александр Михайлович Егорычев — доктор философских наук, главный научный сотрудник, Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, ул. Фотиевой, д. 6, корп. 1, 119333 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7497-4508
E-mail: chelovekcap@mail.ru

Святослав Борисович Гуляев — кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, ул. Фотиевой, д. 6, корп. 1, 119333 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9022-7687
E-mail: sviatoslav2004@mail.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2023

Номер журнала

Т. 67

Страницы

С. 202–215

Дата поступления статьи

13.01.2021

Дата одобрения рецензентами

19.10.2021

Дата публикации

28.03.2023

Индекс DOI:

https:/doi.org/10.37816/2073-9567-2023-67-202-215

Индекс УДК

316.7

Индекс ББК

71.4

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся феномена музея, как социокультурного института развития человека и общества. Речь идет об анализе природы коллекционирования, смыслах и ценностях, которые человек находит при обязательном определении цели существования себя и своего бытийного мира, а также о вопросах, затрагивающих историю возникновения, становления и развития феномена музея в человеческом сообществе; его роли в формировании человека разумного, культурного и духовного. Самые разнообразные артефакты культуры (картины, скульптуры, предметы быта и пр.), созданные художниками-творцами, представителями разных национальных сообществ, несут в себе огромный воспитательно-образовательный потенциал, стимулирующий развитие разума, чувств и душевных качеств человека, приобщают его к миру прекрасного. В своей совокупности с другими социальными институтами (образование, семья, досуг и др.), мир музеев образует социокультурное пространство бытийного мира человека, существования всего общества.  Вся многотысячелетняя история человечества несет в своей исторической памяти стремление к пониманию красоты окружающего мира, созданию и сохранению таких произведений культуры, которые могут по своей красоте спорить с самой природой. Это стремление вполне естественно породило коллекционирование прекрасных образцов культуры, их сохранения и, в конечном итоге, выставления для общественного обозрения. Так произошло рождение, становление и развитие музея как социокультурного института мировой цивилизации. Именно музей как социальный институт несет в себе огромную историческую память человека-творца, разумного, культурного и духовного.

Ключевые слова

коллекционирование, творчество, музей как социокультурный институт, развитие человека и общества, цель и смысл жизни.

Список литературы

1 Ананьев В.Г. Зарубежная музеология: интеллектуальные парадигмы и институциональные структуры: дис. … на д-ра культурологии. СПб., 2019. 385 с.

2 Ананьев В.Г. Збынек Странский. У истоков теоретической музеологии // Музей. 2013. № 6. С. 62–65.

3 Беньямин В. Париж, столица XIX столетия // Беньямин В. Озарения. М.: Мартис, 2000. С. 153–167. 

4 Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: РУДОМИНО, 1999. 224 с.

5 Бонами З.А. Как читать и понимать музей. Философия музея. М.: АСТ, 2018. 224 с.

6 Долак Я. Музеология — настоящее и будущее // Музеология — музееведение в XXI веке: Проблемы изучения и преподавания: матер. Междунар. научной конф. / отв. ред. А.В. Майоров. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2009. С. 12–19.

7 Корнев В.В. Эссе о коллекционере // Вестник Томского государственного университета. 2005. № 287. С. 45–48. 

8 Кримп Д. На руинах музея / пер. с англ. И. Аксенова, К. Саркисова. М.: V-A-Cpress, 2010. 432 с.

9 Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа. Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1986. 426 с.

10 Маркс К. Капитал. Книга первая: процесс производства капитала. М.: Ленанд, 2020. 802 с.

11 Момильяно А. Древняя история и любители древностей (1950) // Науки о человеке. История дисциплин. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015.
С. 604–643. 

12 Мосолова Л.М. Культурология в контексте междисциплинарных исследований // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 5. С. 247–251.

13 Овсянникова С.А. Художественные музеи Петербурга и Москвы 2-й пол.XIX – нач. XX века // Труды НИИ музееведения. М.: Министерство культуры РСФСР, 1962. Вып. 7. С. 7–62. 

14 Первый Всероссийский музейный съезд: тезисы докладов / Ленингр. обл. отд. Союза работников просвещения. Музейная комиссия. Л.: Тип. им. Котлякова, 1930. 112 с.

15 Ревякин В.И. Художественные музеи. Справочное пособие. М.: Стройиздат, 1991. 248 с.

16 Рефлекс цели. Иван Петрович Павлов. Сообщение на III Съезде по экспериментальной педагогике в Петрограде 2.01.1916 г. // Вестник Европы, 1916. Кн. 4. С. 69–75. 

17 Трубина Е.Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 520 с.

18 Философия общего дела. Статьи, мысли и письма Николая Федоровича Федорова. М.: Верный, 1913. Т. II. С. 398–473

19 Федоров Н.Ф. Сочинения: в 2 ч. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2016. Ч. 2. Философия общего дела. Статьи, письма. 348 с.

20 Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение // Федоров Н.Ф. Собр. соч.: в 4 т. М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. Т. 2. / сост. А.Г. Гачева, С.Г. Семенова. С. 370–422. 

21 Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты / перев. с немецкого М. Кузнецова. М., СПб.: Медиум, Ювента, 1997. 312 с.

22 Энгельгардт В. Еще о научном поиске: его эмоции и конфликты // Наука и жизнь. 1969. № 10. 172 с.

23 Юренева Т.Ю. Коллекции и коллекционеры античного мира // Вопросы истории. 2002. № 9. С. 136–148.

24 Седых И.А. Российский рынок предметов искусства. 2018 // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — Институт «Центр развития». URL: https://dcenter.hse.ru/data/2018/12/18/1144615288/Российский%20рынок%20предметов%20искусства%202018.pdf (дата обращения: 12.07.2020). 

25 Autry R. «The rats are still with us»: Constructing Everyday Life at the Anacostia Museum in Washington, DC // Museum and Society. 2016. Vol. 14. Issue 1.
P. 160–177.

26 Kirsch O., Jagošová L. Vývoj Lektorátu muzejnictví 1922–1951. Devadesátlet od počátků univerzitního vzdělávání muzejníků v českých zemích // Muzeum: Muzejní a vlastivědná práce. 2013. Т. 51. № 1. С. 3–16.

27 Meijer-Mensch van L. Vom Besucher zum Benutzer // Museumskunde. 2009. Bd. 74. Heft 2. S. С. 20–26. 

28 Scheunemann J. Die Diskussion um die «Thesen zur Museumswissen-schaft» in der DDR (1964) // Curiositas. 2003–2004. Heft 3–4. С. 93–106.

29 История создания музеев // Музеи мира. URL: https://muzei-mira.com/ (дата обращения: 09.07.2020).

PDF-файл

Скачать