Название статьи |
КОММУНИКАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР КУЛЬТУРЫ В ЕЕ РАЗВИТИИ |
Автор/ы |
М. М. Симонова |
Сведения об авторе/авторах |
Маргарита Михайловна Симонова — кандидат социологических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Ленинградский просп., д. 49, 125993 г. Москва, Россия. E-mail: m7230486@yandex.ru Татьяна Анатольевна Левченкова — кандидат философских наук, доцент, Юридический институт, Российский университет транспорта, ул. Образцова, д. 9, стр. 4, 127994 г. Москва, Россия. E-mail: tatlev@yandex.ru Станислава Альбиновна Бутырина — кандидат философских наук, доцент, Московский государственный институт индустрии туризма им. Ю. А. Сенкевича, Кронштадтский б-р, д. 43А, 125499 г. Москва, Россия. E-mail: s6354986@yandex.ru |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2019 |
Номер журнала |
Т. 51 |
Страницы |
С. 65–74 |
Дата поступления статьи |
19.03.2018 |
Дата публикации |
28.03.2019 |
Индекс УДК |
008 |
Индекс ББК |
71.4 |
Аннотация |
Феномен культуры более всего интересен тем, что пронизывает абсолютно все проявления личности и весь образ жизни общества не только горизонтально, но и вертикально — во времени, проявляя характер метакоммуникации, несущей в жизнь то, чему научились или освоили в опыте прошлые поколения, в том числе совсем далекие, а не только ближайшие. Хотя на поверхности дело выглядит таким образом, что новое поколение вторгается в жизнь всегда революционно, отвергая культуру отцов, но на самом деле коммуникация, как вечный двигатель, восстанавливает многое из того, что даже, может быть, и очень хотелось бы забыть. В статье рассматриваются основные особенности современной культуры как эффективного коммуникатора. Сделан вывод, что культура, носителями которой являются люди, обладающие интеллектом, формируется в процессе их объективного объединения и сплочения. Культурная коммуникация осуществляется не только открытой передачей информации и через диалог, но также путем действия в соответствии с той культурной информацией, которая давно или недавно «ушла в тень», но обладает способностью влиять на самосознание и саморефлексию современного человека. |
Ключевые слова |
культура, метакоммуникация, культурная глобализация, культурные модели, искусство, виды коммуникации. |
Список литературы |
1 Ахиезер А. С., Шуровский М. А. От диалога к диалогизации (в свете концепции В. Библера) // Вопросы философии. 2005. № 3. С. 58–71. 2 Башаратьян М. К. Коммуникативистика. М.: Русская энциклопедия, 2002. 264 с. 3 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995. 323 с. 4 Ветров К. В. Средства массовой информации постсоветской России. М.: Книга и бизнес, 2004. 304 с. 5 Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС. 1999. 703 с. 6 Кант И. Соч.: в 6 т. М.: Мысль,1964. Т. 2. 611 с. М.: Мысль, 1966. Т. 5. 564 с. 7 Кочеткова А., Карчевский Л., Гитлинг М. Человек — культура — организация: междисциплинарный подход. М.: Динтер, 2005. 275 с. 8 Культура имеет значение / под ред. Л. Харрисона, С. Хантингтона. М.: Изд-во МШПИ, 2002. 315 с. 9 Линтон Р. Понятие культуры // Личность, культура, общество. 2004. Т. 2. Вып. 4. C. 160–177. 10 Липсет С. М., Ленц Г. С. Коррупция, культура и рынки // Культура имеет значение. М.: Изд-во МШПИ, 2002. C. 149–168. 11 Миронов В. Современное коммуникационное пространство как фактор трансформации культуры и философии // Вестник высшей школы. 2005. № 4. С. 3–12. 12 Никитина И. Язык, художественная культура и проблемы образования в России // Вестник высшей школы. 2005. № 7. C. 20–23. 13 Новейший философский словарь. М.: Изд. В. М. Скакун, 1998. 896 c. 14 Разлогов К. Э. Экран как мясорубка культурного дискурса // Вопросы философии. 2002. № 8. С. 24–41. 15 Хелд Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э. и др. Глобальные трансформации. Политика, экономика, культура. М.: Праксис, 2004. 576 с. 16 Гумилев Л. Этногенез и биосфера Земли. М.: Эксимо, 2007. 399 c. 17 Carey J. W. Communication as culture. Boston: Unwin Human, 1992. 302 p. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|