Название статьи

КОММУНИКАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР КУЛЬТУРЫ В ЕЕ РАЗВИТИИ

Автор/ы

М. М. Симонова

Т. А. Левченкова

С. А. Бутырина

Сведения об авторе/авторах

Маргарита Михайловна Симонова — кандидат социологических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Ленинградский просп., д. 49, 125993 г. Москва, Россия. E-mail: m7230486@yandex.ru

Татьяна Анатольевна Левченкова — кандидат философских наук, доцент, Юридический институт, Российский университет транспорта, ул. Образцова, д. 9, стр. 4, 127994 г. Москва, Россия. E-mail: tatlev@yandex.ru

Станислава Альбиновна Бутырина — кандидат философских наук, доцент, Московский государственный институт индустрии туризма им. Ю. А. Сенкевича, Кронштадтский б-р, д. 43А, 125499 г. Москва, Россия. E-mail: s6354986@yandex.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2019

Номер журнала

Т. 51

Страницы

С. 65–74

Дата поступления статьи

19.03.2018

Дата публикации

28.03.2019

Индекс УДК

008

Индекс ББК

71.4

Аннотация

Феномен культуры более всего интересен тем, что пронизывает абсолютно все проявления личности и весь образ жизни общества не только горизонтально, но и вертикально — во времени, проявляя характер метакоммуникации, несущей в жизнь то, чему научились или освоили в опыте прошлые поколения, в том числе совсем далекие, а не только ближайшие. Хотя на поверхности дело выглядит таким образом, что новое поколение вторгается в жизнь всегда революционно, отвергая культуру отцов, но на самом деле коммуникация, как вечный двигатель, восстанавливает многое из того, что даже, может быть, и очень хотелось бы забыть. В статье рассматриваются основные особенности современной культуры как эффективного коммуникатора. Сделан вывод, что культура, носителями которой являются люди, обладающие интеллектом, формируется в процессе их объективного объединения и сплочения. Культурная коммуникация осуществляется не только открытой передачей информации и через диалог, но также путем действия в соответствии с той культурной информацией, которая давно или недавно «ушла в тень», но обладает способностью влиять на самосознание и саморефлексию современного человека.

Ключевые слова

культура, метакоммуникация, культурная глобализация, культурные модели, искусство, виды коммуникации.

Список литературы

1 Ахиезер А. С., Шуровский М. А. От диалога к диалогизации (в свете концепции В. Библера) // Вопросы философии. 2005. № 3. С. 58–71.

2 Башаратьян М. К. Коммуникативистика. М.: Русская энциклопедия, 2002. 264 с.

3 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995. 323 с.

4 Ветров К. В. Средства массовой информации постсоветской России. М.: Книга и бизнес, 2004. 304 с.

5 Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС. 1999. 703 с.

6 Кант И. Соч.: в 6 т. М.: Мысль,1964. Т. 2. 611 с. М.: Мысль, 1966. Т. 5. 564 с.

7 Кочеткова А., Карчевский Л., Гитлинг М. Человек — культура — организация: междисциплинарный подход. М.: Динтер, 2005. 275 с. 

8 Культура имеет значение / под ред. Л. Харрисона, С. Хантингтона. М.: Изд-во МШПИ, 2002. 315 с. 

9 Линтон Р. Понятие культуры // Личность, культура, общество. 2004. Т. 2. Вып. 4. C. 160–177.

10 Липсет С. М., Ленц Г. С. Коррупция, культура и рынки // Культура имеет значение. М.: Изд-во МШПИ, 2002. C. 149–168.

11 Миронов В. Современное коммуникационное пространство как фактор трансформации культуры и философии // Вестник высшей школы. 2005. № 4. С. 3–12.

12 Никитина И. Язык, художественная культура и проблемы образования в России // Вестник высшей школы. 2005. № 7. C. 20–23.

13 Новейший философский словарь. М.: Изд. В. М. Скакун, 1998. 896 c.

14 Разлогов К. Э. Экран как мясорубка культурного дискурса // Вопросы философии. 2002. № 8. С. 24–41.

15 Хелд Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э. и др. Глобальные трансформации. Политика, экономика, культура. М.: Праксис, 2004. 576 с.

16 Гумилев Л. Этногенез и биосфера Земли. М.: Эксимо, 2007. 399 c.

17 Carey J. W. Communication as culture. Boston: Unwin Human, 1992. 302 p.

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации