Название статьи |
К ПРОБЛЕМЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ «БЕЗВЫХОДНОГО» ЕВАНГЕЛИЯ (ВТОРОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ XVII В.) В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖНИКА-ЗНАМЕНЩИКА ФЕДОРА БАСОВА |
Автор/ы |
Н. П. Парфентьев |
Сведения об авторе/авторах |
Николай Павлович Парфентьев — доктор исторических наук, доктор искусствоведения, профессор, Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), пр. Ленина, д. 76, 454080 г. Челябинск, Россия. E-mail: parfentevnp@susu.ru |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2020 |
Номер журнала |
Т. 55 |
Страницы |
С. 195–209 |
Дата поступления статьи |
26.02.2019 |
Дата публикации |
28.03.2020 |
Индекс DOI: |
10.37816/2073-9567-2020-55-195-209 |
Индекс УДК |
7.03+75.046 |
Индекс ББК |
85.153(2)4 |
Аннотация |
Изучая деятельность выдающихся древнерусских мастеров-книгописцев и художников-знаменщиков братьев Басовых, автор статьи попутно опубликовал ряд своих наблюдений и выводов о происхождении «безвыходного» Евангелия XVII в., которое в научной литературе определялось как московское (1615, 1616 или 1619), а затем как нижегородское (1613) издание. В настоящей публикации эта проблема рассматривается как самостоятельная, поскольку существующие ее решения, вошедшие в научную литературу, по мнению автора, нельзя считать обоснованными. В условиях России, пережившей разорение Смутного времени и сложный процесс восстановления «книгопечатного дела», не сохранилось прямых документальных сведений о самом событии издания Евангелия, поэтому важное значение приобретают косвенные данные, контекст деятельности тех мастеров, которые могли быть привлечены к работе. Среди таких лиц оказался знаменщик Федор Сергеев сын Басов, трудившийся на Московском печатном дворе. В исследовании наряду с историческими применяется метод искусствоведческого структурно-элементного анализа орнаментики книжных украшений. Полученные результаты в совокупности с изучением всех известных документальных и косвенных данных о появлении Евангелия в контексте исторических событий и деятельности связанных с ними лиц дают автору основание сделать вывод о том, что местом издания этой книги являлся Московский печатный двор, а наиболее достоверная дата ее выхода — 1618 г. |
Ключевые слова |
история русского книгопечатания XVII в., «безвыходное» Евангелие, Московский печатный двор, Нижегородская типография, книжная орнаментика, Федор Басов. |
Список литературы |
1 Акты Московского государства, изданные Имп. Академией наук / под ред. Н. А. Попова. СПб.: Тип. Императорской АН, 1890. Т. 1. 767 с. 2 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией. СПб.: Тип. II Отд. собст. Е. И. В. Канц., 1836. Т. 2. 392 с. 3 Анисимова Т. В. О новонайденных рукописях строгановских писцов братьев Басовых // История библиотек: исследования, материалы, документы. СПб.: Изд-во РНБ, 2010. Вып. 8. С. 264–277. 4 Анисимова Т. В. Рукописи московских писцов братьев Басовых (80-е годы XVI – начало XVII в.) // От Средневековья к Новому времени: сб. ст. в честь О. А. Белобровой. М.: Индрик, 2006. С. 587–608. 5 Белобородов С. А., Починская И. В., Мосин А. Г., Борисенко Н. А. Новое об изданиях Нижегородской типографии в 1613 г. // Ежегодник НИИ Русской культуры, 1994. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1995. С. 4–22. 6 Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов. М.: Тип. С. П. Архипова и Ко, 1877. Т. 1. 376 с. 7 Владимиров Л. И. Всеобщая история книги: Древний мир. Средневековье. Возрождение. XVII век. М.: Книга, 1988. 310 с. 8 Вознесенский А. В. Загадка московского Евангелия первой четверти XVII в. // Русская литература: Историко-литературный журнал. 2002. № 1. С. 48–55. 9 Дианова Т. В. Филигрань «кувшин» в XVII в. М.: Изд-во ГИМ, 1989. 80 с. 10 Зернова А. С. Орнаментика книг московской печати XVI–XVII вв. М.: Изд-во ГБ СССР им. В. И. Ленина, 1952. 84 с. 11 Зернова А. С. Памятник нижегородской печати 1613 г. // Сб. Публичной библиотеки им. В. И. Ленина. М.: Госиздат, 1928. Вып. 1. С. 57–98. 12 Каратаев И. П. Описание славяно-русских книг, напечатанных кириллическими буквами. СПб.: Тип. Императорской АН, 1883. Т. 1. 554 с. 13 Каратаев И. П. Хронологическая роспись славянских книг, напечатанных кириллическими буквами. 1491–1730. СПб.: Тип. Императорской АН, 1861. 228 с. 14 Маркелов Г. В. Книгописный подлинник Строгановых 1604 г. // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб.: Наука, 2003. Т. 54. С. 684–699. 15 Парфентьев Н. П., Шерстобитова Е. С. Авторское искусство книжной орнаментики художника-знаменщика Федора Басова (последняя четверть XVI – первая треть XVII вв.) // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2018. Т. 18. № 4. С. 80–89. 16 Парфентьев Н. П. О строгановской мастерской книжно-рукописного искусства XVI–XVII вв. // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2008. Вып. 10. С. 43–62. 17 Парфентьев Н. П. Творчество книгописцев и художников-знаменщиков братьев Басовых (1580–1630-е гг.) // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2014. Т. 14. № 3. С. 23–50. 18 Платонов С. Ф. Очерки Смуты в Московском государстве XVI–XVII вв. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1910. 642 с. 19 Починская И. В. «Царского величества друкарня» 1614–1619 гг. // Уральский сб.: История. Культура. Религия. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1998. Вып. 2. С. 216–236. 20 Румянцев В. Е. Сб. памятников, относящихся до книгопечатания в России. М.: Московская синодальная тип., 1872. Вып. 1. 78 с. 21 Русская историческая библиотека. СПб.: Тип. братьев Пантелеевых, 1875. Т. 2. 656 с. 22 Сидоров А. А. Древнерусская книжная гравюра. М.: Изд-во АН СССР, 1951. 396 с. 23 Смутное время Московского государства. 1604–1613 гг. М.: Императорское Общество истории и древностей Российских при Московском университете, 1911. 228 с. 24 Строев П. М. Описание старопечатных книг… Ивана Никитича Царского. М.: Тип. С. Селивановского, 1836. 455 с. 25 Шаромазов М. Н. Об атрибуции и датировке безвыходного Евангелия // Вестник музея «Невьянская икона». Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2006. С. 184–189. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|