Название статьи |
БУДДИСТСКИЕ И АНТИЧНЫЕ МИФОЛОГЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В. ПЕЛЕВИНА КАК ОТРАЖЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА |
Автор/ы |
Л. Г. Хорева |
Сведения об авторе/авторах |
Лариса Георгиевна Хорева — кандидат филологических наук, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125993 г. Москва, Россия. E-mail: novella2000@mail.ru |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2019 |
Номер журнала |
Т. 54 |
Страницы |
С. 257–264 |
Дата поступления статьи |
18.09.2018 |
Дата публикации |
28.12.2019 |
Индекс УДК |
821.161.1 |
Индекс ББК |
83.3(2Рос=Рус)7 |
Аннотация |
Конец XX и начало XXI вв. были ознаменованы социальными катаклизмами и распадом существующих социальных отношений. Гуманистические идеи классической литературы, утверждавшие абсолютную ценность личности, вступили в противоречия с набиравшими силу процессами обесценивания индивидуального «Я». В этих условиях новейшая русская литература подвергает переосмыслению принцип антропоцентризма. Автор статьи предлагает рассмотреть в прозе Пелевина буддистские и античные мифологемы, симбиоз которых символичен, так как знаменует восточную и западную ментальность страны. Уникальный сплав отражения окружающей действительности с системой архетипических образов привело к созданию концепции индивидуальных мифов, что ставит В. Пелевина в один ряд с такими постмодернистами, как В. Аксенов, В. Сорокин, Ю. Мамлеев. Мифологемы стали базисом новейшей постмодернистской литературы, так как апеллировали к догматам традиционного общества и способствовали выработке новых поведенческих стратегий и защиты от возможных опасностей окружающего мира. Автор статьи приходит к выводу, что для прозы В. Пелевина характерно оперирование архаическими мифологемами, которые становится подвидом интертекстуальности, предлагая читателю новую структурно-логическую сетку и новые ассоциативные характеристики. |
Ключевые слова |
мифологема, Пелевин, новейшая русская литература, картина мира, буддизм, античность, постмодернизм. |
Список литературы |
1 Пелевин В. Все рассказы. М.: Эксмо, 2010. 512 с. 2 Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. 217 с. 3 Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М.: ОГИ, 2000. 289 с. 4 Лейдерман Н., Липовецкий М. Между хаосом и космосом // Новый мир. 1991. № 7. С. 240–257. 5 Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Из ранних произведений. М.: Правда, 1991. С. 393–646. 6 Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 464 с. 7 Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 2002. 320 с. 8 Маркова Т. Н. Проза конца ХХ века: динамика стилей и жанров: материалы к курсу истории русской литературы ХХ века. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003. 165 с. 9 Немзер А. Литературное сегодня. О русской прозе. 90-е. М.: Новое литературное обозрение, 1998. 432 с. 10 Ованесян Е. Творцы распада (тупики и аномалии «другой прозы») // Молодая гвардия. 1992. № 3–4. С. 249–262. 11 Першин Ю. Ю. Архаическое сознание. Сущность и принципы: дис. … д-ра филос. наук. Омск, 2014. 271 с. 12 Пивоев В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск: Карелия, 1991. 111 с. 13 Смирнов И. П. Порождение интертекста. СПб.: Изд-во СПБГУ, 1995. 193 с. 14 Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: в 2 т. / пер. с англ. М. Рыклина. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2001. Т. 1. 528 с. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|