Название статьи |
СЕМИОТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ОБРАЗНО-АССОЦИАТИВНЫХ ФОРМ ДИЗАЙНА В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ |
Автор/ы |
Н. И. Барсукова |
Сведения об авторе/авторах |
Наталия Ивановна Барсукова — доктор искусствоведения, профессор, Национальный институт дизайна, ул. Дубининская, д. 17, стр. 2, 115054 г. Москва, Россия. |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2022 |
Номер журнала |
Т. 65 |
Страницы |
С. 359–371 |
Дата поступления статьи |
04.07.2021 |
Дата одобрения рецензентами |
08.08.2021 |
Дата публикации |
28.09.2022 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-65-359-371 |
Индекс УДК |
74.01/.09 |
Индекс ББК |
85.118 |
Аннотация |
В статье раскрыты коммуникативно-семиотические свойства ассоциативных дизайн-объектов и возможности их применения на открытых городских пространствах. Образно-ассоциативные формы дизайна представлены как визуальные ориентиры и знаки, рассмотрены основные принципы визуального восприятия информации, заложенные в объекты знаковой коммуникации. В статье выявлен исходный набор критериев и приемов, обеспечивающий эффективный и функциональный процесс проектирования образных форм дизайна, которые выступают как знаки визуальной коммуникации. Применен феноменологический анализ знаковых процессов, исследованы семиотические особенности восприятия информации ассоциативных образных дизайн-форм и основные критерии и правила их проектирования. В статье анализируется процесс трансформации природных форм в образную проектную форму на основе ассоциативного метода проектирования, показывается разная степень условности проектного образа, от узнаваемого, стилизованного до абстрактного, подчеркивается необходимость сохранения четкой функциональной обусловленности дизайн-формы. Доказывается, что ассоциативное моделирование подчиняется тем же объективным закономерностям гармонизации, которые определяют разработку каждой дизайн-формы. Принцип ассоциативно-образной формы ярче раскрывает художественную идею, поэтому образная форма оказывает на зрителя более сильное эмоционально-эстетическое воздействие, чем простая утилитарная форма, и допускает возможность различного семиотического толкования. Высказано предположение, что ассоциация как связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое или несколько ассоциативных рядов, является визуально более приемлемой к появлению семиотических знаков в городской среде. К тому же любую ассоциативно-образную форму как семиотический знак можно толковать по-разному и добиться метафорической гибкости. Данное положение доказано экспериментальным путем: автором спроектирована световая дизайн-форма «Гнезда», которая, помимо семиотических, выполняет эстетические и утилитарные функции, являясь уличным светильником. Разное их расположение и группировка в городской среде вызывает разные ассоциации. Однако, несмотря на возможность трактовок, дизайн-формы всегда должны обладать наглядностью и ясностью понимания. Данная тема рассмотрена в контексте проектных проблем создания визуально комфортной предметно-пространственной городской среды для благоприятной жизнедеятельности человека. Введенные в ткань городской застройки природные имитации способны минимизировать влияние техногенной урбанистической визуальной среды, насытить дополнительными смыслами, компенсировать недостаточность природных форм. |
Ключевые слова |
визуальная семиотика, ассоциативные образные дизайн-формы, визуальная коммуникация, световой сад. |
Список литературы |
1 Аванесов С. С. Что можно называть визуальной семиотикой? // ΠΡΑΞΗΜΑ. 2 Аванесов С. С. Визуальная семиотика города: перспектива исследования городских текстов // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 4 (10). С. 9–22. 3 Барсукова Н. И. Полистилистические приемы проектной культуры постмодернизма // Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. № S (76). С. 88–97. 4 Барсукова Н. И. Культурные коды в дизайн-проектировании городской среды // Образование. Наука. Культура. Мат. межд. науч. форума Гжельского государственного ун-та. Гжель: Изд-во Гжельского гос. ун-та, 2018. С. 116–119. 5 Барсукова Н. И. Русская повседневная культура — особенности организации жилого пространства // Вестник славянских культур. 2018. Т. 49. С. 327–342. 6 Барт Р. Избранные труды: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. 615 с. 7 Жердев Е. В. Метафора в дизайне. М.: Архитектура-С, 2010. 464 с. 8 Липов А. Н. У истоков современной бионики. Био-морфологическое формообразование в искусственной среде // Полигнозис. 2010. № 1–3. С. 126–136, 80–91. 9 Мирошников В. В., Мирошникова В. М. Принцип аргументированного формообразования как основа пластической адекватности объектов дизайна // Историческая и социально-образовательная мысль. Т. 7. С. 246–249. 10 Мкртчян С. В. Ассоциативный метод проектирования в средовом дизайне // Учителя и ученики. Мат. межд. научн. конф. к 190-летию Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. М.: Изд-во Московской гос. художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова, 2016. С. 236–241. 11 Мюллер Т. Биомиметика // National Geographic. 2008 (май). С. 112–135. 12 Процюк М. В., Барсукова Н. И. Бионические игровые формы на открытых городских пространствах // Архитектон: известия вузов. 2020. № 3 (71). С. 17. 13 Сальникова Е. В. Феномен визуальности и эволюция визуальной культуры: автореф. дис. … д-ра культурологии. М., 2012. 52 с. 14 Табышалиева Дж. Природные формы в городской среде: дис. ... канд. архитектуры. М., 1992. 155 с. 15 Хоменко О. В. Семиотика дизайна: дизайн как средство коммуникации // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 1 (27). С. 184–193. 16 Чепурова О. Б. Теоретические проблемы формирования художественного образа в дизайне // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 9. С. 24–27. 17 Щепетков Н. И. Световой дизайн города. М.: Архитектура-С, 2006. 320 с. 18 Яковлев А. И. Формы существования искусственной природы в городской среде: автореф. дис. … канд. археологии. М., 2006. 164 с. 19 Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию / пер. с итал. В. Резник, А. Погоняйло. СПб.: Symposium, 2006. 538 с. 20 Эллард К. Среда обитания. Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие / пер. с англ. А. Васильевой. М.: Альпина Паблишер, 2018. 287 с. 21 Mehdi S., Mehdi K., et al. Bionic architecture, forms and constructions // Research journal of recent sciences. 2014 (March). Vol. 3 (3). P. 93–98. 22 Mainstone R. Developments in structural form. 2nd ed. St. Louis, USA: Architectural Press, 2013. 384 р. 23 Protciuk M. V., Barsukova N. I. Structural shaping as the basis of designing children's playground // IOP Conferens Series: Materials Science and Engineering. Vladivostok: Institute of Physics Publishing, 2018. Р. 022101. |
PDF-файл |