Название статьи

ЖАНРОВЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ САУНДТРЕКА РЕТРО-СЕРИАЛОВ ОБ АРТИСТАХ СОВЕТСКОЙ ЭСТРАДЫ

Автор/ы

Д. А. Журкова

Сведения об авторе/авторах

Дарья Александровна Журкова — кандидат культурологии, старший научный сотрудник, сектор художественных проблем массмедиа, Государственный институт искусствознания, Козицкий пер., д. 5, 125009 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0752-9786
E-mail: jdacha@mail.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2023

Номер журнала

Т. 69

Страницы

С. 37–55

Дата поступления статьи

26.09.2022

Дата одобрения рецензентами

10.10.2022

Дата публикации

25.09.2023

Индекс DOI:

http://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-69-37-55

Индекс УДК

78, 79

Индекс ББК

85

Аннотация

Среди ретро-сериалов об артистах советской эстрады автор выделяет три типа саундтрека: 1) цитатный (песни советской эпохи в максимально приближенном к оригиналу звучании или непосредственное включение аутентичной фонограммы); 2) модернизированный (сознательное и кардинальное изменение звучания оригинальных песен посредством аранжировки); 3) стилизованный (специально написанные для конкретного сериала песни, выдаваемые за произведения советского времени).

Основное внимание в статье уделяется саундтреку цитатного и модернизированного типов. Несмотря на то, что саундтрек цитатного типа стремится к неотличимости от оригинала, он мощно влияет на интерпретацию и переосмысляет популярную музыку советской эпохи. С одной стороны, «радиус» советской популярной музыки сильно расширяется с хронологической и географической точек зрения, включая в себя шлягеры зарубежной эстрады, блатные песни, старинные романсы, революционные песни. С другой стороны, создатели сериалов проводят в отношении советской популярной музыки жесткую репертуарную политику. В частности, они практически полностью исключают как из звукового ландшафта эпохи, так и из биографий артистов песни гражданско-патриотической тематики. 

Характер саундтрека модернизированного типа сильно зависит от местоположения и функций, которые он выполняет в структуре сериала. Выясняется, что в заставках к сериалам и в озвучивании любовной линии главных героев изначальные песни подвергаются несущественному изменению. Гораздо более кардинальное вмешательство в оригинальный текст происходит, когда песни становятся частью жанрового закадрового саундтрека или же трансформируются под драматургические задачи, перерастая в самостоятельный музыкальный номер внутри повествования.

Ключевые слова

советская эстрада, ретро-сериал, ресайклинг, советская песня, «Магомаев», «Рожденная звездой», «Людмила Гурченко».

Список литературы

Исследования

1 Березовчук Л. Н. Жанровый канон мюзикла в зарубежном кино с 1972 по 2002 год. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, 2003. 92 с.

2 Егорова Т. К. Музыка сериала // Советская музыка. 1985. № 4. С. 98–102.

3 Журкова Д. А. Ретро-сериалы об артистах советской эстрады: между конвенциями, прошлым и реальностью // Художественная культура. 2021. № 4.
C. 298–331.

4 Журкова Д. А. «Старые песни о главном»: альтернативная антология советской эстрады // Новое литературное обозрение. 2021. № 169 (3/2021). С. 148–164. 

5 Курченко А. Заметки о музыке в многосерийных фильмах // Советская музыка. 1974. № 8. С. 35–41.

6 Липовецкий М. Н. Сериальная ретротопия // Культ-товары: Коммерциализация истории в массовой культуре: коллективная монография / под ред. М. П. Абашева, М. А. Литовская, И. Л. Савкина, М. А. Черняк. М.; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2020. С. 286–300.

7 Петрушанская Е. М. Гипотезы о музыкальных структурах сериальности // Художественная культура. 2018. № 4. С. 224–251.

8 Сальникова Е. В. Большие экранные формы в отечественной повседневности. От позднего советского периода до наших дней // Большой формат: экранная культура в эпоху трансмедийности: Ч. 1. М.: Издательские решения, 2018. С. 279–348.

9 Тваризян А. В. Эстетика музыки Т. Ньюмана к телесериалу «Клиент всегда мертв» // Обсерватория культуры. 2019. № 3. Т. 16. С. 264–277.

10 Троицкая Г. Музыкальные горизонты // Многосерийный телефильм: истоки, практика, перспективы: сб. ст. / сост. Г. Михайлова. М.: Искусство, 1976.
С. 149–163.

11 Чернышов А. В. Музыкальное оформление игрового телесериала // ЭНЖ «Медиамузыка». 2018. № 9. URL: http://mediamusic-journal.com/Issues/9_2.html (дата обращения: 01.06.2022).

12 Шушкова О. М., Ланцеева Л. А. Музыка в телесериале «Оттепель»: к вопросу об интонационной характеристике эпохи // ЭНЖ «Медиамузыка». 2020. № 11. URL: http://mediamusic-journal.com/Issues/11_3.html (дата обращения: 03.06.2022).

13 Babington B. Star Personae and Authenticity in the Country Music Biopic // Film’s Musical Moments / ed. by I. Conrich, E. Tincknell. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2006. P. 84–98.

14 Broad L. Game of Thrones: Music in Complex // Music and the Moving Image. 2020. Vol. 13. № 1. Р. 21–42.

15 Brown J. Ally McBeal's Postmodern Soundtrack // Journal of the Royal Musical Association. 2001. Vol. 126. № 2. Р. 275–303.

16 Drake P. “Mortgaged to Music”: New Retro Movies in 1990s Hollywood cinema // Memory and Popular Film / ed. by P. Grainge. Manchester: Manchester University Press, 2003. P. 183–201.

17 Ford S., De Kosnik A., Harrington L. S. Introduction. The Crisis of Daytime Drama and What It Means for the Future of Television // The Survival of Soap Opera: Transformations for a New Media Era. Jackson: University Press of Mississippi, 2011. 344 p.

18 Garwood I. The Pop Song in Film // Close-Up: 01 / ed. by J. Gibbs, D. Pye. London: Wallflower Press, 2006. P. 89–166.

19 Inglis I. Popular Music History on Screen: the Pop/rock Biopic // Popular Music History. April 2007. Vol. 2. Issue 1. Р. 77–93.

20 Marshall L., Kongsgaard I. Representing Popular Music Stardom on Screen: the Popular Music Biopic // Celebrity Studies. November 2012. Vol. 3. № 3. Р. 346–361.

21 Nelson R. TV Drama in Transition. Forms, Values and Cultural Change. L.; N.Y.: Palgrave Macmillan, 1997. 287 р.

22 Piotrowska A. G. Analyzing Music in TV Shows: some Methodological Consideration // Наука телевидения. 2018. № 14.3. Р. 10–26.

23 Rodman R. Tuning In: American Narrative Television Music. N.Y.: Oxford University Press, 2010. 370 p.

24 Spirou P. The Musical Biopic: Representing the Lives of Music Artists in 21st Century Cinema: A Thesis Submitted in Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy. Sydney, 2011. 304 р.

25 Tagg Ph. Kojak: 50 Seconds of Television Music: Toward the Analysis of Affect in Popular Music. Gőteborg: Musikvetenskapliga Institutionen vid Göteborgs Universitet, 1979. 301 p.

26 Woods F. Nostalgia, Music and the Television Past Revisited in American Dreams // Music Sound and the Moving Image. 2008. № 2 (1). Р. 27–50.

PDF-файл

Скачать