Название статьи |
ПАСТУХ НЕБЕСНЫХ СТАД И СКОТИЙ БОГ: ВЕЛЕС В РУССКОЙ ФОЛЬКЛОРНОЙ КАРТИНЕ МИРА |
Автор/ы |
С. О. Курьянов А. В. Баранов |
Сведения об авторе/авторах |
Сергей Олегович Курьянов — доктор филологических наук, доцент, Таврическая академия, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, просп. Академика Вернадского, д. 4, 295007 г. Симферополь, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7299-9568. E-mail: so_k@inbox.ru Александр Васильевич Баранов — магистрант, Таврическая академия, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, просп. Академика Вернадского, д. 4, 295007 г. Симферополь, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0595-8184. E-mail: aleksandr.baranov.97@mail.ru |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2020 |
Номер журнала |
Т. 56 |
Страницы |
С. 55–67 |
Дата поступления статьи |
02.08.2019 |
Дата публикации |
28.06.2020 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-56-55-67 |
Индекс УДК |
008 + 398 |
Индекс ББК |
71 + 82.3(2) |
Аннотация |
Народная славянская картина мира на протяжении веков была тесно связана с языческими представлениями. В них месяц (ночное светило) устойчиво выступал божеством, тесно связанным с богом Велесом (Волосом). В статье большое внимание уделено принципам объединения ипостасей Велеса между собой. Показано, что его иномирные личины — змеиное, медвежье и турье обличье — разными сторонами подчеркивают единство Велеса и Месяца. Несомненна связь в древнерусском пантеоне Велеса и Даждьбога. Она аналогична всей сложности отношений олицетворенных Месяца и Солнца. Оба божества выступают подателями благ, но к Велесу обращались за богатством и приплодом, а к Даждьбогу — за урожаем. Велес, в первую очередь, — бог потустороннего мира. Он — пастух небесных стад, т. е. душ, находящихся на небе. Древнеславянские поверья о луне как о посмертном пристанище еще раз подтверждают тождественность божества (Велеса) и ночного солнца (Месяца). Имя Велеса отождествляли с неким хтоническим или обычным змеем, а также с медведем. Змей как представитель иномирия связывает Месяц (обитель душ умерших) с Велесом. Объединяющим звеном между Велесом и Месяцем также без сомнения выступает иномирный медведь (дух медведя). В балтийской мифологии небесный бог потустороннего мира и хтонический персонаж, связанный с подземным царством, два разных существа — Велс и Вялняс. В древнерусской и славянской картине мира такого разделения не существовало, поэтому образ Велеса-Волоса двойной и монолитный одновременно. |
Ключевые слова |
Велес, Велес-Волос, Месяц, лунный бог, Даждьбог, Власий, потусторонний мир, вели, лаумы, змей, медведь, Велс, Вялняс. |
Список литературы |
1 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. М.: Современный писатель, 1995. Т. 1. 483 с. Т. 2. 528 с. 2 Баранов А. В. Казачье и цыганское «солнышко» в народной картине мира // Многогранный В. И. Даль и современная филология: Мат. I Междунар. научн. конгр., 22–23 ноября 2016 г. / под ред. М. А. Грачева. Н. Новгород: Изд-во НГЛУ, 2016. С. 22–25. 3 Большой словарь русских народных сравнений / сост. В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина; под ред. проф. В. М. Мокиенко. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. 800 с. 4 Велецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. 5 Велюс Н. Velnio banda: «стадо Вяльняса» // Балто-славянские исследования, сб. научн. ст. М.: Наука, 1981. С. 260–268. 6 Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1889. Вып. 5: XI–XVII. [2], 376, 106 с. 7 Гальковский М. Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси: в 2 т. Харьков: Епархиальная типография, 1916. Т. 1. 376 с. 8 Глинка Г. Г. Древняя религия славян. М., Митава: Тип. И. Ф. Штефенгагена и Сына, 1804. 151 с. 9 Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследование в области славянских древностей: лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М.: Наука, 1974. 342 с. 10 Коринфский А. А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий и обычаев русского народа. М.: АСТ, 2011. 734 с. 11 Лисюченко И. В. Эволюция двух видов мужских союзов у восточнославянских племен // Вестник ЧелГУ. 2009. № 41 (179). История. Вып. 38. С. 23–28. 12 Мадлевская Е. Л. Русская мифология. М.: Мидгард, 2005. 781 с. 13 Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / под ред. С. А. Токарева. М.: Сов. энциклопедия, 1991–1992. Т. 1. 671 с. Т. 2. 719 с. 14 Пословицы русского народа: в 2 т. / сост. В. И. Даль. М.: Худож. лит., 1989. Т. 2. 447 с. 15 Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1996. 701 с. 16 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. 608 с. 17 Славянские древности (этнолингвистический словарь): в 3 т. / под ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 1995. Т. 1. 575 с. Т. 2. 687 с. Т. 3. 693 с. 18 Словарь древнерусского языка (Материалы для словаря древнерусского языка): в 3 т. / сост. И. И. Срезневский. М.: Книга, 1989. Т. 2. Ч. 1. 851 с. 19 Соколов М. Е. Старорусские солнечные боги и богини. Историко-этнографическое исследование. М.: URSS, 2019. 184 с. 20 Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / сост. В. И. Даль. М.: Русский язык, 1989. Т. 1. 699 с. Т. 2. 779 с. Т. 3. 555 с. Т. 4. 683 с. 21 Топоров В. Н. Еще раз о Велесе-Волосе в контексте «основного» мифа // Балто-славянские этноязыковые отношения в историческом и ареальном плане: тезисы докладов второй балто-славянской конференции, Москва, 29 ноября – 2 декабря 1983 г. М.: Наука, 1983. С. 50–56. 22 Фаминцын А. С. Божества древних славян. М.: Академический проект, 2012. 315 с. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|