Название статьи

ПАСТУХ НЕБЕСНЫХ СТАД И СКОТИЙ БОГ:  ВЕЛЕС В РУССКОЙ ФОЛЬКЛОРНОЙ КАРТИНЕ МИРА

Автор/ы

С. О. Курьянов

А. В. Баранов

Сведения об авторе/авторах

Сергей Олегович Курьянов — доктор филологических наук, доцент, Таврическая академия, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, просп. Академика Вернадского, д. 4, 295007 г. Симферополь, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7299-9568. E-mail: so_k@inbox.ru

Александр Васильевич Баранов — магистрант, Таврическая академия, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, просп. Академика Вернадского, д. 4, 295007 г. Симферополь, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0595-8184. E-mail: aleksandr.baranov.97@mail.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2020

Номер журнала

Т. 56

Страницы

С. 55–67

Дата поступления статьи

02.08.2019

Дата публикации

28.06.2020

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-56-55-67

Индекс УДК

008 + 398

Индекс ББК

71 + 82.3(2)

Аннотация

Народная славянская картина мира на протяжении веков была тесно связана с языческими представлениями. В них месяц (ночное светило) устойчиво выступал божеством, тесно связанным с богом Велесом (Волосом). В статье большое внимание уделено принципам объединения ипостасей Велеса между собой. Показано, что его иномирные личины — змеиное, медвежье и турье обличье — разными сторонами подчеркивают единство Велеса и Месяца. Несомненна связь в древнерусском пантеоне Велеса и Даждьбога. Она аналогична всей сложности отношений олицетворенных Месяца и Солнца. Оба божества выступают подателями благ, но к Велесу обращались за богатством и приплодом, а к Даждьбогу — за урожаем. Велес, в первую очередь, — бог потустороннего мира. Он — пастух небесных стад, т. е. душ, находящихся на небе. Древнеславянские поверья о луне как о посмертном пристанище еще раз подтверждают тождественность божества (Велеса) и ночного солнца (Месяца). Имя Велеса отождествляли с неким хтоническим или обычным змеем, а также с медведем. Змей как представитель иномирия связывает Месяц (обитель душ умерших) с Велесом. Объединяющим звеном между Велесом и Месяцем также без сомнения выступает иномирный медведь (дух медведя). В балтийской мифологии небесный бог потустороннего мира и хтонический персонаж, связанный с подземным царством, два разных существа — Велс и Вялняс. В древнерусской и славянской картине мира такого разделения не существовало, поэтому образ Велеса-Волоса двойной и монолитный одновременно.

Ключевые слова

Велес, Велес-Волос, Месяц, лунный бог, Даждьбог, Власий, потусторонний мир, вели, лаумы, змей, медведь, Велс, Вялняс.

Список литературы

1 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. М.: Современный писатель, 1995. Т. 1. 483 с. Т. 2. 528 с.

2 Баранов А. В. Казачье и цыганское «солнышко» в народной картине мира // Многогранный В. И. Даль и современная филология: Мат. I Междунар. научн. конгр., 22–23 ноября 2016 г. / под ред. М. А. Грачева. Н. Новгород: Изд-во НГЛУ, 2016. С. 22–25.

3 Большой словарь русских народных сравнений / сост. В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина; под ред. проф. В. М. Мокиенко. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. 800 с.

4 Велецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов.
М.: Наука, 1977. 228 с.

5 Велюс Н. Velnio banda: «стадо Вяльняса» // Балто-славянские исследования, сб. научн. ст. М.: Наука, 1981. С. 260–268.

6 Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1889. Вып. 5: XI–XVII. [2], 376, 106 с.

7 Гальковский М. Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси: в 2 т. Харьков: Епархиальная типография, 1916. Т. 1. 376 с.

8 Глинка Г. Г. Древняя религия славян. М., Митава: Тип. И. Ф. Штефенгагена и Сына, 1804. 151 с.

9 Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследование в области славянских древностей: лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М.: Наука, 1974. 342 с.

10 Коринфский А. А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий и обычаев русского народа. М.: АСТ, 2011. 734 с.

11 Лисюченко И. В. Эволюция двух видов мужских союзов у восточнославянских племен // Вестник ЧелГУ. 2009. № 41 (179). История. Вып. 38. С. 23–28.

12 Мадлевская Е. Л. Русская мифология. М.: Мидгард, 2005. 781 с.

13 Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / под ред. С. А. Токарева. М.: Сов. энциклопедия, 1991–1992. Т. 1. 671 с. Т. 2. 719 с. 

14 Пословицы русского народа: в 2 т. / сост. В. И. Даль. М.: Худож. лит., 1989. Т. 2. 447 с.

15 Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1996. 701 с.

16 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. 608 с.

17 Славянские древности (этнолингвистический словарь): в 3 т. / под ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 1995. Т. 1. 575 с. Т. 2. 687 с. Т. 3. 693 с.

18 Словарь древнерусского языка (Материалы для словаря древнерусского языка): в 3 т. / сост. И. И. Срезневский. М.: Книга, 1989. Т. 2. Ч. 1. 851 с.

19 Соколов М. Е. Старорусские солнечные боги и богини. Историко-этнографическое исследование. М.: URSS, 2019. 184 с.

20 Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / сост. В. И. Даль. М.: Русский язык, 1989. Т. 1. 699 с. Т. 2. 779 с. Т. 3. 555 с. Т. 4. 683 с.

21 Топоров В. Н. Еще раз о Велесе-Волосе в контексте «основного» мифа // Балто-славянские этноязыковые отношения в историческом и ареальном плане: тезисы докладов второй балто-славянской конференции, Москва, 29 ноября – 2 декабря 1983 г. М.: Наука, 1983. С. 50–56.

22 Фаминцын А. С. Божества древних славян. М.: Академический проект, 2012. 315 с.

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации