Название статьи

КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ТОРГОВОГО ПРОСТРАНСТВА: ЭВОЛЮЦИЯ И ВИДЫ

Автор/ы

Т. В. Чапля

Сведения об авторе/авторах

Татьяна Витальевна Чапля — доктор культурологии, доцент, Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, д. 28, 630126 г. Новосибирск, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9712-7478
E-mail: Chap_70@mail.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2022

Номер журнала

Т. 64

Страницы

С. 97–109

Дата поступления статьи

27.01.2021

Дата одобрения рецензентами

13.08.2021

Дата публикации

28.06.2022

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-64-97-109

Индекс УДК

008+72.01+316.7

Индекс ББК

65.42+71

Аннотация

Проведен анализ коммуникативных практик, возникающих в торговом пространстве от древности до современности. Обмен товарами и продуктами производства имеет коммутативную природу и является основой формирования и существования общества. Методологическую базу составили концепции социального пространства и его эволюции Г. Зиммеля, теория габитуса П. Бурдье, теория дистанцирования Чикагской школы, социальной иерархии П. Сорокина, а также концепции районирования Э. Гидденса и «представления себя другим» Э. Гофмана. Выявлено три этапа в эволюции коммуникативных практик, при включении каждого предыдущего в последующие: 1) непосредственное межличностное взаимодействие, присущее первым торговым пространствам, — открытые рынки древности, Средневековья и блошиные рынки современности, в рамках публичного пространства; 2) межличностное непосредственное взаимодействие в рамках средневековых частных лавок и небольших магазинов, возникающих в отдельных городских районах, где торговля строится на близких отношениях и личном знакомстве продавца и покупателя; 3) безличное опосредованное взаимодействие в торговых пространствах, начиная со второй половины XIX в. и до современности, когда личность продавца отходит на задний план и становится незаметной. Общение происходит с вещами, витринами, прилавками, а моменты посещения магазинов имеют целью не только совершение покупки, но и развлечения, прогулки, игры.

Ключевые слова

коммуникация, коммуникативные практики, общественное пространство, частное пространство, общение, потребление.

Список литературы

1 Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Весь мир, 2004. 188 с.

2 Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика: Культурная революция, 2006. 268 с.

3 Бурдье П. Социология социального пространства. М.; СПб.: Ин-т экспериментальной социологии; Алетейя, 2007. 288 с.

4 Гидденс Э. Устроение общества. Очерки теории структурации. М.: Академический Проект, 2005. 528 с.

5 Голова А. Г. Факторы, влияющие на потребительское поведение личности в мегаполисе // ЖССА. 2011. № 5. С. 304–312. 

6 Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2000. 304 с.

7 Грэхем У. Dream Cities: 7 урбанистических идей, которые сформировали мир. М.: Эксмо, 2018. 288 с.

8 Желнина А. А. «Здесь как музей»: торговый центр как общественное пространство // Laboratorium. 2011. № 2. С. 48–69. 

9 Желнина А. А. Социокультурное значение пространств потребления в постсоветском городе (на примере торговых центров Санкт-Петербурга) // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2010. Вып. 1. С. 330–334.

10 Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь. М.: Strelka Press, 2018. 112 с.

11 Золя Э. Дамское счастье. М.: ГИХЛ, 1955. 462 с.

12 Золя Э. Чрево Парижа. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. 416 с.

13 Канаян К., Канаян Р., Канаян А. Проектирование магазинов и торговых центров. М.: Юнион-стандарт Консалтинг, 2005. 424 с.

14 Кларк Д. Б. Потребление и город, современность и постсовременность // Логос. 2002. № 3–4.

15 Корнев В. В. Философия повседневных вещей. М.: Юнайтед Пресс, 2011. 250 с.

16 Линдгрен А. Мы все из Бюллербю. М.: Machaon, 2018. 56 с.

17 Макеева А. В., Гавриленко О. В. Трансформация потребительских практик: новые сценарии потребительского поведения и способы организации торговых пространств // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 2017. № 2. С. 92–115. 

18 Мопассан Ги де. Воскресные прогулки парижского буржуа // Мопассан Ги де. Полн. собр. соч.: в 12 т. М.: Правда, 1958. Т. 1. 438 с.

19 Паченков О., Воронкова Л. Блошиный рынок как «городская сцена» // Микроурбанизм. Город в деталях. Сб. ст. / под ред. О. Бредниковой, О. Запорожец. М.: Новое литературное обозрение, 2018. С. 132–169.

20 Рьюен К. Покупка одежды в царской России: развитие культуры потребления // Социальные и гуманитарные науки. 1996. № 3. С. 111–116. 

21 Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

22 Стил К. Голодный город: Как еда определяет нашу жизнь. М.: Strelka Press, 2014. 456 с.

23 Тихомирова Е. Е. Речевые практики как тип антропопрактик // Идеи и идеалы. 2014. Т. 2, № 4 (22). С. 14–21.

24 Тихонова С. Средства потребления и глобализация жизни // Власть. 2008. № 6. С. 68–72.

25 Токмачева О. С. Торговые центры: подходы к определению и классификации с учетом российской специфики // Вестник РЭУ. 2012. № 7. С. 91–98.

26 Харламов А. В. Доверие и репутация в брендинге // Современный стиль управления: сб. тр. конф. Чебоксары: Изд-во ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2016. С. 541–548.

27 Шмерлина И. А. Междисциплинарные ракурсы социологии пространства // Вестник РУДН. Сер. Социология. 2003. № 1 (4). С. 53–66. 

PDF-файл

Скачать