Название статьи

ОБЩЕСТВО И ГЕНИЙ В КОНЦЕПЦИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО: КУЛЬТУРНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Автор/ы

О.А. Мурадьян

Сведения об авторе/авторах

Олеся Александровна Мурадьян — кандидат философских наук, доцент кафедры теории культуры, этики и эстетики, Институт философии и социально-политических наук, Южный федеральный университет, ул. Большая Садовая, д. 105/42, 344006 г. Ростов-на-Дону, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9816-6591
E-mail: oamuradyan@sfedu.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2023

Номер журнала

Т. 67

Страницы

С. 35–44

Дата поступления статьи

01.11.2021

Дата одобрения рецензентами

29.12.2021

Дата публикации

28.03.2023

Индекс DOI:

https:/doi.org/10.37816/2073-9567-2023-67-35-44

Индекс УДК

008

Индекс ББК

71

Аннотация

В статье рассматривается проблема соотношения общества и тех личностей, которых называют гениями с точки зрения концепции русского мыслителя, автодидакта, ученого и учителя К.Э. Циолковского, представившего в своих работах основные пункты по данной теме. В тексте последовательно собраны и системно представлены специфика самой фигуры гения и тех качеств, которыми он должен обладать, а также современный взгляд на принятие гениальности открытий. В качестве примера творческой и гениальной личности по отношению к другим людям и того взгляда, что мы имеем сегодня, рассматривается методика нейрографики. На завершающем этапе ставится вопрос о возможности гениальности и формировании такого типа общества, которое можно назвать совершенным. Проводятся параллели между взглядами К.Э. Циолковского и его западного современника Дж. Дьюи по вопросам образования и творческой активности в нем, в контексте воспитания будущего гения. В итоге автором делается обзор рангов личностей, предложенных К.Э Циолковским, и место гениев среди других представителей общества в создании культурных ценностей, а также вопроса о «гене» гениальности и его возможном нахождении.

Ключевые слова

гениальность, гений, К.Э. Циолковский, современная культура, общество, образование, талант, личность, творчество. 

Список литературы

1 Аронов А.А. Гений: попытки идентификации // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2013. № 1 (10). С. 54–59.

2 Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2017. Т. 9. № 1. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 01.11.2021).

3 Мейдер В.А. Двигатели прогресса // Вестник Волгоградского государственного университета. 2005. Серия 7. Вып. 4. С. 22–29.

4 Эфроимсон В.П. Генетика гениальности: Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности / В.П. Эфроимсон; предисл. Л.И. Корочкина и Е.А. Кешман. Изд. 3-е. М.: Тайдекс Ко, 2004. 376 с.

5 Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Прогресс, 2000. 383 с.

6 Исследование RAND: Глобальная технологическая революция 2020 // Гуманитарный портал. URL: https://gtmarket.ru/news/state/2006/08/24/109 (дата обращения: 01.11.2021).

7 Петров М.К. Искусство и наука. Пираты Эгейского моря и личность. М.: РОССПЭН, 1995. 238 с.

8 Пискарев П.М. Нейрографика. Алгоритм снятия ограничений. М.: Бомбора, 2019. 170 с.

9 Циолковский К.Э. Горе и гений // Tsiolkovsky.org. URL: https://www.tsiolkovsky.org/wp-content/uploads/2019/09/Gore-i-genij.pdf (дата обращения: 01.11.2021).

10 Циолковский К.Э. Гений среди людей // 1918, 1921, автограф, машинопись с правкой автора, Архив РАН: Ф. № 555. О. 1. Д. № 395. URL: https://www.tsiolkovsky.org/ru/kosmicheskaya-filosofiya/znachenie-geniya/ (дата обращения: 01.11.2021). 

11 Циолковский К.Э. Двигатели прогресса // 1927, набросок статьи, Архив РАН: Ф. № 555. О. 1. Д. № 453. URL: https://www.tsiolkovsky.org/wp-content/uploads/2019/09/Dvigateli-progressa.pdf (дата обращения: 01.11.2021). 

12 Циолковский К.Э. Какой тип школы желателен // 1918, автограф, машинопись, Архив РАН: Ф. № 555. О. 1. Д. № 386. URL: https://www.tsiolkovsky.org/ru/kosmicheskaya-filosofiya/kakoj-tip-shkoly-zhelatelen/ (дата обращения: 01.11.2021).

13 Циолковский К.Э. Оценка людей // 1934, машинопись с правкой автора, Архив РАН: Ф. № 555. О. 1. Д. № 516. URL: https://www.tsiolkovsky.org/ru/kosmicheskaya-filosofiya/otsenka-lyudej/ (дата обращения: 01.11.2021). 

14 Циолковский К.Э. Полюсы человеческих качеств // 1920, автограф и машинопись с правкой автора, Архив РАН: Ф. № 555. О. 1. Д. № 419. URL: https://www.tsiolkovsky.org/ru/kosmicheskaya-filosofiya/polyusy-chelovecheskih-kachestv/ (дата обращения: 01.11.2021).

PDF-файл

Скачать