Название статьи |
ИЗМЕНЕНИЯ КОНЦЕПТА «ПРИРОДА» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ВОВЛЕЧЕННЫХ В ПРОЦЕССЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ |
Автор/ы |
Э. А. Салихова В. В. Сальникова З. С. Ахматьянова |
Сведения об авторе/авторах |
Эльвина Ахнафовна Салихова — доктор филологических наук, профессор, Уфимский государственный авиационный технический университет, ул. Карла Маркса, д. 12, 450008 г. Уфа, Республика Башкортостан, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9570-1763 Вера Владимировна Сальникова — доктор филологических наук, профессор, Бирский филиал Башкирского государственного университета, ул. Интернациональная, д. 10, 453450 г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5678-7189 Земфира Саитовна Ахматьянова — кандидат филологических наук, доцент, Бирский филиал Башкирского государственного университета, ул. Интернациональная, д. 10, 453450 г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8439-4446. |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2022 |
Номер журнала |
Т. 66 |
Страницы |
С. 134–147 |
Дата поступления статьи |
25.12.2020 |
Дата одобрения рецензентами |
11.01.2021 |
Дата публикации |
28.12.2022 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-66-134-147 |
Индекс УДК |
008 |
Индекс ББК |
71 |
Аннотация |
В предлагаемом вниманию читателя исследовательском материале раскрываются вопросы становления концепта ПРИРОДА в языковом сознании школьника, поскольку именно в младшем обучающемся звене закладываются мировоззренческие взгляды на окружающую действительность. Авторами рассматриваются вопросы смыслового диапазона и культурной значимости концепта ПРИРОДА в русской языковой картине мира ребенка и подростка. Выявлена и описана зависимость концептуального содержания сознания от реальной обстановки существования современного ребенка и подростка. Предполагается, что следствием фрагментации мира и «цифровизации» деятельности в связи с формированием клипового мышления является постепенная утрата глубинных связей концепта со смежно-родственными ассоциативными явлениями. Выводы основаны на полипараметрическом анализе материала по результатам свободных ассоциативных экспериментов посредством дефиниционной интерпретации значений, сопоставительного анализа и статистической обработки данных, наблюдения и описания. Перспективы проведенного исследования авторы связывают с дальнейшим изучением концепта ПРИРОДА в разных типах дискурса в сравнении с экоконцептом ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. Под экоконцептом в рамках данной работы мыслится многомерная мыслительная единица, имеющая разные формы языкового выражения и обладающая эмоционально-личностными, природными и культурными составляющими. Потенциал изучения затронутой проблематики в научно-методическом и дидактическом аспектах связан с тем, что экологическое знание представляет собой постоянно развивающуюся систему, дополняемую извне. |
Ключевые слова |
клиповое мышление, концепт ПРИРОДА, свободный ассоциативный эксперимент, учащиеся младших и старших классов, цифровизация деятельности. |
Список литературы |
1 Бердяев Н. А. Судьба человека в современном мире: К миропониманию нашей эпохи // Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 480 с. 2 Гольдин В. Е. Концептуальные переменные образа мира по данным ассоциативных словарей // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. М.: Российский ун-т дружбы народов, 2010. Вып. 9 (16). С. 97–101. 3 Гуц Е. Н. Психолингвистическое исследование языкового сознания подростка. Омск: Вариант-Осмк, 2005. 260 с. 4 Колесов В. В. Концепты «Природа», «Родина», «Народ» в русском языковом сознании // Политическая лингвистика. 2019. № 2 (74). С. 12–23. 5 Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 1996. 245 с. 6 Крючкова Н. В. Концепт — референция — коммуникация. Саратов: ИП Баженов, 2009. 391 с. 7 Кудинова Е. А. Концепт и его соотнесение с лексико-семантическим полем // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Грамота. 2008. № 1 (1). Ч. II. C. 48–50. 8 Маслова В. А. Лингвокультурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2001. 208 с. 9 Маругина Н. И., Ламинская Д. А. Концепт «ПРИРОДА» в русской и английской языковых картинах мира // Язык и культура. 2010. № 2 (10). С. 36–45. 10 Назарова Л. А. Подростковый дискурс: функционально-прагматический аспект (на материале русского языка): автореф. дис. … канд. филол. н. Омск, 2014. 24 с. 11 Национальный корпус русского языка (НКРЯ). URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 20.12.2020). 12 Русский ассоциативный словарь (РАС): в 6 т. / Ю. Н. Караулов, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, Н. В. Уфимцева, Г. А. Черкасова. М.: Помовский и партнеры, 1994. Т. 1. 224 с. М.: Помовский и партнеры, 1994. Т. 2. 358 с. 13 Салихова Э. А. Моделирование процессов овладения и пользования психологической структурой значения слова при билингвизме. М.: Флинта, 2015. 478 с. 14 Салихова Э. А., Назарова Л. А. Дискурсивные особенности языкового сознания школьника-подростка // Язык в пространстве речевых культур. М.; Саратов: Саратовский ун-т, 2015. С. 287–298. 15 Салихова Э. А., Сальникова В. В., Ахматьянова З. С., Киселева Л. А., Белобородова Н. С. Associative Field оf The Word “Nature” аs а Representation оf Man-Environment Interaction // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Complex Research Institute named after Kh. I. Ibragimov, Russian Academy of Sciences. Groznyi: Published by the Future Academy, 2019. Vol. LVIII. С. 52–60. 16 Салихова Э. А., Сальникова В. В., Ахматьянова З. С. Репрезентация ассоциативного поля «Природа» в экологической картине мира школьника: лингвокогнитивное исследование // Studia Humanitatis. 2019. № 3. URL: http://st-hum.ru/content/ahmatyanova-zs-salihova-ea-salnikova-vv-reprezentaciya-associativnogo-polya-slova-priroda-v (дата обращения: 20.12.2020). 17 Сдобнова А. П. Лексикон школьника как динамическая система. Саратов: Саратовский ун-т, 2015. 248 с. |
PDF-файл |