Название статьи

ИЗМЕНЕНИЯ КОНЦЕПТА «ПРИРОДА» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ВОВЛЕЧЕННЫХ В ПРОЦЕССЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Автор/ы

Э. А. Салихова

В. В. Сальникова

З. С. Ахматьянова

Сведения об авторе/авторах

Эльвина Ахнафовна Салихова — доктор филологических наук, профессор, Уфимский государственный авиационный технический университет, ул. Карла Маркса, д. 12, 450008 г. Уфа, Республика Башкортостан, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9570-1763
E-mail: salelah12@yandex.ru

Вера Владимировна Сальникова — доктор филологических наук, профессор, Бирский филиал Башкирского государственного университета, ул. Интернациональная, д. 10, 453450 г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5678-7189
E-mail: salnikova.v.v@gmail.com

Земфира Саитовна Ахматьянова — кандидат филологических наук, доцент, Бирский филиал Башкирского государственного университета, ул. Интернациональная, д. 10, 453450 г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8439-4446.
E-mail: zim_ahmat@mail.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2022

Номер журнала

Т. 66

Страницы

С. 134–147

Дата поступления статьи

25.12.2020

Дата одобрения рецензентами

11.01.2021

Дата публикации

28.12.2022

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-66-134-147

Индекс УДК

008

Индекс ББК

71

Аннотация

В предлагаемом вниманию читателя исследовательском материале раскрываются вопросы становления концепта ПРИРОДА в языковом сознании школьника, поскольку именно в младшем обучающемся звене закладываются мировоззренческие взгляды на окружающую действительность. Авторами рассматриваются вопросы смыслового диапазона и культурной значимости концепта ПРИРОДА в русской языковой картине мира ребенка и подростка. Выявлена и описана зависимость концептуального содержания сознания от реальной обстановки существования современного ребенка и подростка. Предполагается, что следствием фрагментации мира и «цифровизации» деятельности в связи с формированием клипового мышления является постепенная утрата глубинных связей концепта со смежно-родственными ассоциативными явлениями. Выводы основаны на полипараметрическом анализе материала по результатам свободных ассоциативных экспериментов посредством дефиниционной интерпретации значений, сопоставительного анализа и статистической обработки данных, наблюдения и описания. Перспективы проведенного исследования авторы связывают с дальнейшим изучением концепта ПРИРОДА в разных типах дискурса в сравнении с экоконцептом ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. Под экоконцептом в рамках данной работы мыслится многомерная мыслительная единица, имеющая разные формы языкового выражения и обладающая эмоционально-личностными, природными и культурными составляющими. Потенциал изучения затронутой проблематики в научно-методическом и дидактическом аспектах связан с тем, что экологическое знание представляет собой постоянно развивающуюся систему, дополняемую извне.

Ключевые слова

клиповое мышление, концепт ПРИРОДА, свободный ассоциативный эксперимент, учащиеся младших и старших классов, цифровизация деятельности.

Список литературы

1 Бердяев Н. А. Судьба человека в современном мире: К миропониманию нашей эпохи // Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 480 с.

2 Гольдин В. Е. Концептуальные переменные образа мира по данным ассоциативных словарей // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. М.: Российский ун-т дружбы народов, 2010. Вып. 9 (16). С. 97–101.

3 Гуц Е. Н. Психолингвистическое исследование языкового сознания подростка. Омск: Вариант-Осмк, 2005. 260 с.

4 Колесов В. В. Концепты «Природа», «Родина», «Народ» в русском языковом сознании // Политическая лингвистика. 2019. № 2 (74). С. 12–23.

5 Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 1996. 245 с.

6 Крючкова Н. В. Концепт — референция — коммуникация. Саратов: ИП Баженов, 2009. 391 с.

7 Кудинова Е. А. Концепт и его соотнесение с лексико-семантическим полем // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Грамота. 2008. № 1 (1). Ч. II. C. 48–50.

8 Маслова В. А. Лингвокультурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2001. 208 с.

9 Маругина Н. И., Ламинская Д. А. Концепт «ПРИРОДА» в русской и английской языковых картинах мира // Язык и культура. 2010. № 2 (10). С. 36–45.

10 Назарова Л. А. Подростковый дискурс: функционально-прагматический аспект (на материале русского языка): автореф. дис. … канд. филол. н. Омск, 2014. 24 с.

11 Национальный корпус русского языка (НКРЯ). URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 20.12.2020).

12 Русский ассоциативный словарь (РАС): в 6 т. / Ю. Н. Караулов, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, Н. В. Уфимцева, Г. А. Черкасова. М.: Помовский и партнеры, 1994. Т. 1. 224 с. М.: Помовский и партнеры, 1994. Т. 2. 358 с.

13 Салихова Э. А. Моделирование процессов овладения и пользования психологической структурой значения слова при билингвизме. М.: Флинта, 2015. 478 с.

14 Салихова Э. А., Назарова Л. А. Дискурсивные особенности языкового сознания школьника-подростка // Язык в пространстве речевых культур. М.; Саратов: Саратовский ун-т, 2015. С. 287–298.

15 Салихова Э. А., Сальникова В. В., Ахматьянова З. С., Киселева Л. А., Белобородова Н. С. Associative Field оf The Word “Nature” аs а Representation оf Man-Environment Interaction // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Complex Research Institute named after Kh. I. Ibragimov, Russian Academy of Sciences. Groznyi: Published by the Future Academy, 2019. Vol. LVIII. С. 52–60.

16 Салихова Э. А., Сальникова В. В., Ахматьянова З. С. Репрезентация ассоциативного поля «Природа» в экологической картине мира школьника: лингвокогнитивное исследование // Studia Humanitatis. 2019. № 3. URL: http://st-hum.ru/content/ahmatyanova-zs-salihova-ea-salnikova-vv-reprezentaciya-associativnogo-polya-slova-priroda-v (дата обращения: 20.12.2020).

17 Сдобнова А. П. Лексикон школьника как динамическая система. Саратов: Саратовский ун-т, 2015. 248 с.

PDF-файл

Скачать