Название статьи

ПЛЕТЕНЫЕ АКСЕССУАРЫ — ЧЕМОДАНЫ — В ИСТОРИИ МОДЫ И ИХ ВОЗМОЖНАЯ РЕСТАВРАЦИЯ

Автор/ы

Анисимова А.А., Третьякова А.Е. 

Сведения об авторе/авторах

Анна Евгеньевна Третьякова — доктор технических наук, доцент, профессор кафедры Реставрации и химической обработки материалов, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Малая Калужская, д. 1, 119071 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0124-3755
E-mail: bullhund@rambler.ru

Анисимова Анастасия Андреевна — магистрант, Институт искусств, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Малая Калужская, д. 1, 119071 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5027-6254
E-mail: anastasia0060@gmail.com

Рубрика

Искусствоведение

Год

2024

Номер журнала

Т. 72

Страницы

С. 285–292

Дата поступления статьи

16.02.2022

Дата одобрения рецензентами

14.03.2022

Дата публикации

25.06.2024

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-72-285-292

Индекс УДК

7.05 + 7.025.2

Индекс ББК

85.101 + 79.0 + 37.1

Аннотация

В статье рассматривается такой вид дорожных аксессуаров, как багаж, ставший в ходе развития моды XIX–XXI вв. элементом костюма и завоевавший устойчивое положение в иерархии искусства моды. Чемодан — один из самых «молодых» видов багажа — изобретение Луи Вюиттона, легкий, вместительный и мобильный вариант громоздкого сундука. Примечательно, что чемоданы изготавливались из разнообразных материалов, и в ряде стран, включая Россию, произошла эволюция плетеного багажа, в качестве которого выступали корзины, позже сундуки, а с появлением легкого варианта — и чемоданы. Прослеживается история плетеных из лозы сундуков и чемоданов на территории России, а также представлено исследование чемодана начала XX в. Исследуемый чемодан принадлежал солистке Большого театра А.М. Тимошаевой и представляет собой изделие из комплекса материалов, которые использованы в его изготовлении — корпус из лозы, металлический сплав (латунь) — фурнитура, железный каркас с бумажным проклеенным картоном, кожаные декоративные элементы и ручка, подкладка из ткани. Находясь в неудовлетворительном состоянии, чемодан утратил прочность и эстетический вид, что показывает необходимость реставрации и реконструкции утрат. Авторами работы проведены научно-исследовательские изыскания в области атрибуционных признаков чемодана, реставрационные мероприятия по восстановлению и укреплению элементов чемодана с целью придания экспозиционного вида для театрального музея.

Ключевые слова

аксессуар, мода, лозоплетение, чемодан, сундук, кожа, латунь, реставрация.

Список литературы

Список литературы
Исследования

1 Лозоплетение: искусство от природы / под ред. Е.Г. Шемеловой // Tatfolk. 2021. № 1 (8). С. 1–37

2 Федотов Г.Я. Художественные работы по дереву. М.: Питер, 2011. 192 с.
Источники

3 Дом LOUIS VUITTON — Наследие. Легендарная история. 23/05 // Louisvuitton.com. URL: https://ru.louisvuitton.com/rus-ru/magazine/articles/a-legendary-history#centennial (дата обращения: 05.01.2022).

4 Жилкина А.Д., Жилкин В.Ф. Рукоделие. М.: Учпедгиз, 1959. 303 с.

5 Караманский С.А. Плетеные изделия. М.: Экология, 1992. 207 с.

6 Кузьмина М.А. Азбука плетения. М.: Легпромбытиздат, 1993. 320 с.

7 Народные мастера. Традиции, школы. М.: Изобразительное искусство, 1985. Вып. 1 / под ред. М.А. Некрасовой. 295 с.

8 Несерова Д.В. Плетение лозой, ивой, берестой. М.: РИПОЛ классик, 2005. 61 с.

9 Никулин Ф.М., Бочаров В.С., Железнов В.П. Плетеные изделия. М.: Лесная промышленность, 1982. 175 с.

10 https://www.spbmuseum.ru/funds/

PDF-файл

Скачать