Название статьи

ФЕНОМЕН ИДЕНТИЧНОСТИ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ П. РИКЕРА И М. КУНДЕРЫ

Автор/ы

О. А. Запека, Л. В. Феноменова

Сведения об авторе/авторах

Оксана Анатольевна Запека — кандидат философских наук, заведующая кафедрой славяноведения и культурологии, Институт славянской культуры, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Хибинский пр., д. 6, 129227 г. Москва, Россия.

E-mail: zana5@yandex.ru

Людмила Валентиновна Феноменова — ведущий библиотекарь Центра междисциплинарных исследований Библиотеки иностранной литературы, ул. Николоямская, д.1, 109240, г. Москва, Россия, магистрант Высшей школы экономики, Покровский бульвар, д. 11, 109028, г. Москва, Россия.

E-mail: fenomenoval@gmail.com

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2023

Номер журнала

Т. 70

Страницы

С. 153–161

Дата поступления статьи

10.04.2023

Дата одобрения рецензентами

20.05.2023

Дата публикации

25.12.2023

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-70-153-161

Индекс УДК

130.2

Индекс ББК

71.07

Аннотация

Всестороннее изучение идентичности делает видимым самого человека, переключает нас с вопроса «что?» на вопрос «кто?». Социальные практики и культурные ценности находят свое отражение в литературе, которая является прекрасным источником для исследования различных проблем культуры, в том числе феномена идентичности.
Культурологическо-философские рассуждения и идеи Кундеры вносят ценный вклад в понимание многогранной природы идентичности. Рикер, создавший теорию нарративной идентичности, дает обоснование обращению к литературе при исследовании явления человеческой самости. Кундера и Рикер остро чувствовали проблемы современной культуры и пытались, каждый по-своему, разрешить их: Рикер через философию, Кундера через роман, и каждый из них отмечает важнейшую роль художественной литературы в исследовании идентичности. Писатель убежден, что европейское искусство, а также роман (и прежде всего роман), способствовали формированию человека как личности, пробуждали в читателе интерес к окружающим и к отличным от собственных воззрениям на мир. Понятие нарративной идентичности, конечно, применимо не только к художественной литературе, но к культуре вообще, которая вся словно соткана из рассказываемых, передаваемых из поколения в поколение историй.
Работы Рикера, с одной стороны, являются важной теоретической основой при исследовании проблемы идентичности в творчестве Кундеры, а, с другой стороны, размышления Кундеры о феномене романа, его структуре, функциях и поэтике, могут служить прекрасным дополнением, прекрасной иллюстрацией к идее нарративной идентичности Рикера.

Ключевые слова

идентичность, Кундера, Рикер, роман, эссеистика, нарративная идентичность, личность, самость, культурные ценности.

Список литературы

Исследования

1 Вдовина И. С. Книга П. Рикера «Я-сам как другой» // Рикер П. Я-сам как другой. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2008. 416 с.

2 Вдовина И. С. Рикер // Новая философская энциклопедия. В 4 т. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH593ca14cb1cc4a7497d259 (дата обращения: 01.12.2023).

3 Запека О. А., Феноменова Л. В. Проблема идентичности в работах Милана Кундеры // Вопросы культурологии: сб. научн. тр. М.: Изд-во Российского государственного ун-та им. А. Н. Косыгина, 2022. Вып. 5 (XV). с.22-31

4 Старовойтов В. В. Проблема я, личности, самости в творчестве Поля Рикера и в современных психологических и психоаналитических исследованиях // История философии. 2012. № 17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-ya-lichnosti-samosti-v-tvorchestve-polya-rikyora-i-v-sovremennyh-psihologicheskih-i-psihoanaliticheskih-issledovaniyah (дата обращения: 01.12.2023).

Источники

5 Кундера М. Искусство романа. СПб.: Азбука, 2013. 224 с.

6 Кундера М. Искусство романа: эссе. М.:КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2022. 220 с.

7 Кундера М. Нарушенные завещания: девять эссе. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2022. 416 с.

8 Кундера М. Занавес: эссе. М.: Колибри, Азбука-Аттикус, 2022. 256 с.

9 Рикер П. Я-сам как другой. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2008. 416 с.

PDF-файл

Скачать