Название статьи

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ДЖАЗОВОЙ ШКОЛЫ (1950–1960-Е ГГ.)

Автор/ы

П. Л. Овчинников 

М. Л. Зайцева

Сведения об авторе/авторах

Павел Леонидович Овчинников — доцент кафедры эстрадно-джазовой музыки, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Садовническая ул., д. 33, 117997 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3334-0856
E-mail: silversonig@gmail.com

Марина Леонидовна Зайцева — доктор искусствоведения, кандидат философских наук, доцент, профессор, кафедра сольного пения и хорового дирижирования, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Садовническая ул., д. 33, 117997 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6255-500X
E-mail: marinaz1305@mail.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2023

Номер журнала

Т. 69

Страницы

С. 356–365

Дата поступления статьи

31.10.2022

Дата одобрения рецензентами

06.03.2023

Дата публикации

25.09.2023

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-69-356-365

Индекс УДК

78.05, 78.06

Индекс ББК

85.36

Аннотация

Статья посвящена вопросам исследования ведущих тенденций развития российского джазового искусства. Обоснована продуктивность эпохи «оттепели» в отечественном искусстве для раскрепощения общества, расширения диапазона культурной коммуникации, формирования аутоимиджа российского джаза. Рассмотрено преломление джазовой эстетики в стиляжничестве как молодежной субкультуре со своим сленгом, музыкальными предпочтениями и поведенческими моделями. Негативным следствием выдвижения джаза в качестве музыкального ориентира представителей этой молодежной субкультуры стало сужение и стереотипизация слушательских ожиданий. Позитивным последствием популярности джаза в молодежной среде стало появление новых артистических типажей, тем и образов, не теряющих своей значимости на рубеже XX–XXI вв. Определено, что московский джаз 1950–1960-х гг. вступил в период активного освоения техники джазовой импровизации, опыта зарубежных коллективов. На основе изучения библиографических источников и музыковедческой литературы определены ведущие тенденции московской джазовой школы избранного периода: трансформация стратегий ансамблевого взаимодействия, интеллектуализация восприятия джазовой музыки, институализация джаза в российской музыкальной культуре. Авторами выявлены социокультурные факторы, обусловившие ведущую роль московской джазовой школы периода 1950–1960-х гг. в создании молодежных клубов, любительских объединений и центров изучения джаза, проведении джазовых фестивалей, появлении первых профессиональных учебных заведений эстрадно-джазового профиля. 

Ключевые слова

московская джазовая школа, аутоимидж российского джаза джазовые фестивали, джазовые кафе.

Список литературы

Исследования

1 Зайцева М. Л., Будагян Р. Р., Чекменев А. И. Традиции и новаторство в творчестве джазовых скрипачей рубежа XX–XXI веков Джо Венути и Давида Голощекина // Проблемы музыкальной науки. 2020. № 1 (38). С. 122–129. DOI: 10.17674/1997-0854.2020.1

2 Кондаков И. В. Феномен «эстрадности» в культуре оттепели // Художественная культура. 2018. № 4 (26). С. 162–195.

3 Марк М., Пирсон К. Герой и Бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов / пер. с англ. под ред. В. Домнина, А. Сухенко. СПб.: Питер, 2005. 336 с.

4 Резаков Я. О. Гетеро-, аутоимидж русской литературы в прозе третьей волны эмиграции: традиции Дж.Д. Сэлинджера в творчестве В.П. Аксенова и С. Д. Довлатова: дис. … канд. филолог. наук. Брянск, 2021. 177 с.

5 Российский джаз: в 2 т. СПб.: Планета музыки, 2013. Т. 1 / под ред. К. Мошкова, А. Филипьевой. 608 с.

6 Свиридов С. В. Русский рок в контексте авторской песенности // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2007. № 9. С. 7–21.

7 Фейертаг В. Б. История джазового исполнительства в России. СПб.: Скифия, 2010. 312 с.

Источники

8 Аксенов В. П. В поисках грустного бэби. М.: АСТ, 2009. 320 с.

9 Аксенов В. П. Одно сплошное Карузо. М.: Эксмо, 2014. 592 с. 

10 Славкин В. И. Взрослая дочь молодого человека: пьесы. М.: Сов. писатель, 1990. 285 с.

11 Славкин В. И. Памятник неизвестному стиляге: История поколения в анекдотах, легендах, байках, песнях. М.: Артист. Режиссер, Театр, 1996. 311 с.

12 Тодоровский В. «Стиляги» ― кино про вечную потребность человека быть свободным»: Интервью с В. Кичиным // RG.RU. URL: https://rg.ru/2008/12/17/stilyagi.html (дата обращения: 04.05.2022). 

PDF-файл

Скачать