Название статьи

КРАСНЫЙ УГОЛ: СМЫСЛОВЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В ГОРОДСКОМ ИНТЕРЬЕРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В.

Автор/ы

А. Л. Усанова

С. М. Будкеев

Сведения об авторе/авторах

Алла Леонидовна Усанова — доктор искусствоведения, профессор, Алтайский государственный университет, ул. Димитрова, д. 66, 656049 г. Барнаул, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4815-2658. E-mail: alla_leo@mail.ru

Сергей Михайлович Будкеев — доктор искусствоведения, профессор, Алтайский государственный университет, ул. Димитрова, д. 66, 656049 г. Барнаул, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8948-1696. E-mail: lwlm@yandex.ru 

Рубрика

Искусствоведение

Год

2020

Номер журнала

Т. 58

Страницы

С. 278-288

Дата поступления статьи

28.11.2019

Дата публикации

28.12.2020

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-58-278-288

Индекс УДК

72.01

Индекс ББК

85.128(2)6

Аннотация

В начале 90-х гг. ХХ в. возвращение религиозного сознания обусловило интерес к религиозной культуре и нормам поведения. Появление икон и святых образов в интерьере нередко сопровождались нарушением этических норм при их размещении. Анализ репрезентативного пространства в отечественном городском интерьере первой половины ХХ в. в контексте исторических процессов позволяет определить его художественное значение и выявить смысловые трансформации понятий «красный угол», «красный уголок». В патриархальной традиции домашний иконостас, располагаясь в так называемом красном углу (противоположной от входа части дома), является центром во всех смыслах: в сакральном, ритуальном, и художественно — эстетическом. Изменения жизненного уклада, традиций и условий бытования городских обывателей (мещанское сословие, городские крестьяне) в конце XIX – начале ХХ столетий связаны с экономическими и политическими событиями в стране. Приток населения в города обострил жилищный вопрос и обусловил распространение новых форм массового городского жилья: доходные дома, рабочие общежития, промышленная революция определила размывание сословных границ в оформлении интерьера, предметного наполнения и пространственной ориентации репрезентативной части жилища. Советская власть в ходе антирелигиозной кампании массово изгоняла образы святых из видимого пространства частного жилища, но, используя сакральную сущность и нравственное значение места расположения святынь, производит манипуляции по подмене смыслов: «красные уголки» непременный атрибут административных и общественных интерьеров, общежитий. Словосочетание «красный угол» наполняется новым идеологическим смыслом, но значение данного мемориального пространства по-прежнему нравственное и духовное воспитание. С середины 1930-х гг., с началом массового жилищного строительства, стимулированием государством потребительского спроса начинают формироваться художественно-бытовые традиции в интерьере советского типового жилища. Пространственная организация жилища нового горожанина мало отличалось от интерьера крестьянской избы. Видимая (парадная) часть интерьера (передний угол), по-прежнему являлся смысловым центром жилища, выполняя представительские функции. Однако предметный комплекс (этажерка с книгами, радиоточка, репродукции картин и др.) располагаемый в зоне видимого пространства начинает демонстрировать уровень культурных притязаний жильца, а художественное оформление (кружевные и вышитые салфетки) подчеркивает усиление его престижно-статусного значения для интерьера жилища. Таким образом, ретроспективный анализ смыслового наполнения понятия «красный угол», его исторического и художественного контекста, позволяет говорить о том, что предметно-пространственная организация жилища не только отражает представление человека о мироустройстве, но является зримым индикатором духовно-нравственных, идеологических и культурных трансформаций в обществе. 

Ключевые слова

красный угол, жилище, советский городской интерьер.

Список литературы

1 Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. СПб.: Тип. Академии наук, М. И. Михельсон, 1912. Т. 2: Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. 1148 с. 

2 Российский гуманитарный энциклопедический словарь. М.: Гуманитарный издат. Центр ВЛАДОС: Филологический факультет СПбГУ, 2002. Т. 2. 720 с. 

3 Гончаров Ю. М. Очерки повседневной жизни горожан Сибири второй половины XIX – начала XX в. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2014. 348 с.

4 Иванова Н. А., Желтова В. П. Сословно-классовая структура России в конце XIX – начале XX века. М.: Наука, 2004. 574 с.

5 Анохина Л. А., Шмелева М. Н. Быт городского населения средней полосы РСФСР в прошлом и настоящем. На примере городов Калуга, Елец, Ефремов. М.: Наука, 1977. 360 с.

6 Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830–1910-х гг. М.: Искусство, 1982. 399 с.

7 Путевые записки К. Ф. Карьялайнена // Югра. 1996. № 3. С. 20–21.

8 Киселев И. Картины, душники, сонетки. Общая типология и закономерности оформления стен в интерьере XIX в. // Мир музея. 1993. № 2. С. 42–44.

9 Забелин И. Е. Дневники. Записные книжки. М.: Изд. Сабашниковых, 2001. 384 с.

10 Свавицкий Н., Шер В. Очерк положения рабочих печатного дела в Москве (по данным анкеты, произведенной О-вом рабочих графических искусств в 1907 году). СПб.: РТО, Типо-литография Шредера, 1909. 53 с.

11 Вагин В. В. Русский провинциальный город: ключевые элементы жизнеустройства // Мир России. 1997. № 4. С. 53–88.

12 Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.: Наука, 1983. 188 с.

13 Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия. СПб.: Искусство, 1999. 416 с.

14 Алексеева-Бескина Т. И. Социогеном в социокультурной динамики города. Город в процессах исторических переходов. Теоретические аспекты и социокультурные характеристики. М.: Наука, 2001. 156 с. 

PDF-файл

Скачать