Название статьи

САМОБЫТНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРА ВЛАДИМИРА ПОЖИДАЕВА (1946–2009)

Автор/ы

Г. А. Пожидаева

Сведения об авторе/авторах

Галина Андреевна Пожидаева — доктор искусствоведения, профессор, Высшее театральное училище (институт) им. М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России, ул. Неглинная, д. 6/2, стр. 1-2, 109012 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0675-3228
E-mail: pozhidaeva.galina@yandex.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2023

Номер журнала

Т. 69

Страницы

С. 366–378

Дата поступления статьи

28.03.2023

Дата одобрения рецензентами

26.04.2023

Дата публикации

25.09.2023

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-69-366-378

Индекс УДК

783

Индекс ББК

85.313

Аннотация

В статье показано обращение в творчестве композитора к серьезным и значимым темам, связанным с исторической и духовной жизнью народа России, как в прошлом, так и в наши дни.

Национальная природа музыкального языка, типичные художественные образы народной культуры позволяют вписать творчество композитора в русло «новой фольклорной волны» 50-х – 70-х гг. XX в., продолжая ее до 90-х гг. XX столетия и обогащая народно-инструментальным жанром. Ведущей в творчестве композитора становится крупная инструментальная форма — симфония, концерт, — это относится и к народному оркестру, и к симфоническому. В зрелый период творчество В. Пожидаева можно типологически охарактеризовать как жанровое и эпическое, а в позднем, с конца 1990-х гг., когда композитор больше работает в академических жанрах, — основным направлением его становится ново-сакральная музыка.

Особо стоит подчеркнуть значение духовного менталитета русского народа и его музыкально-литургической культуры. Органичное слияние музыки народного быта и высокой духовной культуры Святой Руси в творчестве композитора позволяет по-новому взглянуть на его наследие. Оно привносит в «новую фольклорную волну» особое качество, раскрывая, наряду с подлинной фольклорной струей, сокрытую от официального направления соцреализма глубокую православную веру, сохраненную в народе несмотря на все запреты и преследования. В творчестве В. Пожидаева самобытно смыкаются древние пласты народной и христианской музыкальной культуры. Глубина содержания, органичность народного и профессионального, выраженные современными средствами, — все это рождает удивительно своеобразный, полный доброты и озаренный внутренним светом музыкальный мир.

Ключевые слова

«новая фольклорная волна», ново-сакральная музыка России, древние пласты народной и христианской музыкальной культуры в современном преломлении.

Список литературы

Исследования

1 Волков К. Чистый родник земли русской… Памяти Владимира Пожидаева // Народник. 2009. № 3 (67). С. 18. 

2 Галаганова С. И дух наш дышит бездной странной… // Человек. Культура. Город. 2006. № 11 (39). С. 21–23. URL: http://www.chkg.ru/arhiv/2006/2006_11(39)_21.htm (дата обращения: 05.09.2023). 

3 Генченкова М. В. Новосакральная музыка современных отечественных композиторов // Тысячелетие почитания святого равноапостольного князя Владимира: коллективное исследование / сост. и отв. ред. Н. С. Серегина. СПб.: Изд-во Российского института истории искусств, Изд. Дом «Петрополис», 2016.
С. 164–167. 

4 Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002. 432 с.

5 Ковалев А. Б. Жанры русской духовной музыки в творчестве отечественных композиторов (вторая половина XIX – начало XXI веков): монография / ред. И. Н. Вановская. Тамбов: Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка», 2018. 372 с.

6 Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X–XVII веков. Эпохи и стили. Л.: Наука, 1973. 254 с.

7 «Новая фольклорная волна» в музыке российских композиторов XX века // Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, Кабинет народной музыки. URL: http://www. mognovse.ru (дата обращения: 10.03.2020).

8 Панченко А. М. Стихи покаянные // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина XIV–XVI в. Л.: Наука, 1989. Вып. 2 (вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 2. С. 421–423.

9 Парфентьева Н. В., Парфентьев Н. П. Древнерусские традиции в русской духовной музыке XX в. Челябинск: Изд-во Челябинского государственного ун-та, 2000. 154 с.

10 Пожидаева Г. А. Значение духовной музыки русского Средневековья для отечественной музыкальной классики // Герменевтика древнерусской литературы / гл. ред. О. А. Туфанова. М.: ИМЛИ РАН, 2021. Сб. 20. С. 579–591.

11 Пожидаева Г. А. Значение музыкально-литургической культуры для современного композиторского творчества: сочинения Владимира Пожидаева (1946–2009) // Вопросы инструментоведения. Исследовательская серия. СПб.: Изд-во Российского института истории искусств, 2020. Вып. 12: Ст. и мат. XII Междунар. инструментоведческого конгресса «Благодатовские чтения» 21–23 октября 2019 г. С. 522–536. 

12 Пожидаева Г. А. Интонационно-речевые истоки древнерусского певческого искусства // Славянский филологический сборник. НИЦ «Эстрика» (Славянские культуры: Корни и Крона) / отв. ред. И. И. Калиганов. М.: Изд-во Государственной академии славянских культур, 2009. Вып. 1. С. 127–150.

13 Пожидаева Г. А. О «новосакральной музыке XXI века: «Пасхальные напевы» Владимира Пожидаева // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2019. № 3. С. 32–48.

14 Пожидаева Г. А. Современное духовно-музыкальное творчество: сочинения Владимира Пожидаева (1946–2009) // Славянский мир в третьем тысячелетии. М.: Институт славяноведения РАН, 2019. Т. 14. № 3–4. С. 263–276. 

15 Пожидаева Г. А. Современное звучание народного оркестра: симфония «Усвятские шлемоносцы» Владимира Пожидаева // Ученые записки РАМ им. Гнесиных. 2021. № 1. С. 64–79.

16 Пожидаева Г. А. Традиции духовной музыки в современном композиторском творчестве: сочинения Владимира Пожидаева (1946–2009) // Вестник славянских культур. 2020. № 2. С. 187–201.

17 Пожидаева Г. А. «Три ангела». Беседа с Андреем Золотовым // Музыкальная академия. 2018. № 4. С. 239–246.

18 Федотов Г. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М.: Прогресс, Гнозис, 1991. 188 с.

Источники

19 Пожидаев В. «Душа хранит». Вокальный цикл для тенора и фортепиано на стихи Н. Рубцова. 2007 (рукопись).

20 Пожидаев В. «Златые сны…». Кантата для тенора и оркестра на стихи Ф. И. Тютчева. 1978 (рукопись).

21 Пожидаев В. «Из песен Алексея Кольцова». Поэмы для сопрано и фортепиано на стихи А. Кольцова // Романсы советских композиторов. Для высокого голоса и фортепиано. М.: Сов. композитор, 1989. Вып. 13. С. 3–50

22 Пожидаев В. Концерт № 1. Авторское переложение для домры и фортепиано // Концертные пьесы для домры (Трехструнная домра). М.: Сов. композитор, 1988. Вып. 16. С. 19–48

23 Пожидаев В. Концертная симфония № 1 для малой домры и оркестра. 2001 (рукопись).

24 Пожидаев В. «Лето Господне». Концертная симфония № 3. По повести И. Шмелева. 2008 (рукопись).

25 Пожидаев В. «На Рождество Христово». Симфония. 2001 (рукопись).

26 Пожидаев В. «Пасхальные напевы». Симфония для солистов (сопрано, тенор, баритон) и оркестра на тексты духовных стихов. 2005 (рукопись).

27 Пожидаев В. «Песни радости и печали». Кантата для баритона и оркестра на стихи Ю. Кузнецова. 2000 (рукопись).

28 Пожидаев В. «Пустыня красная» (1990-е гг.). Напевы для баса. 1990-е гг. (рукопись).

29 Пожидаев В. «Светлое Христово воскресение». Напевы для меццо-сопрано 1990-е гг. (рукопись)

30 Пожидаев В. «Светлое Христово Воскресение». 1990-е гг. Кантата для меццо-сопрано и оркестра (рукопись) 

31 Пожидаев В. «Три ангела». Концерт для органа. 2007 (рукопись).

32 Пожидаев В. «Усвятские шлемоносцы». Концертная симфония № 2. По повести Евг. Носова. 1985. 2-я ред. 2004 (рукопись).

PDF-файл

Скачать