Название статьи

СТАРООБРЯДОВЕДЕНИЕ КАК МЕТАДИСЦИПЛИНА ДЛЯ РОССИЙСКОГО КУЛЬТУРОТВОРЧЕСТВА

Автор/ы

К. М. Товбин

Р. Ю. Аторин

К. Я. Кожурин

Сведения об авторе/авторах

Кирилл Михайлович Товбин — кандидат философских наук, доцент, Международный институт информатики, управления, экономики и права в г. Москве, Цветной бульвар, д. 7, стр. 11, 127051 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7249-2276. E-mail: kimito@yandex.ru

Роман Юрьевич Аторин — кандидат философских наук, доцент, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», ул. Мещанская, д. 9/14, стр. 1, 129090 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5170-1187. E-mail: atorin85@yandex.ru

Кирилл Яковлевич Кожурин — кандидат философских наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, наб. р. Мойки, д. 48, 191186 г. Санкт-Петербург, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1082-3006. E-mail: kozhurin@list.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2021

Номер журнала

Т. 60

Страницы

С. 65–81

Дата поступления статьи

26.05.2020

Дата публикации

28.06.2021

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-60-65-81

Индекс УДК

008

Индекс ББК

71+86.372.81

Аннотация

Старообрядчество, являющееся подлинным аккумулятором русскости и традиционности, по сей день является объектом интересов одиночек — историков, этнографов, религиоведов, — ограниченных методиками собственных дисциплин и видящими смысл деятельности в беспрерывной контрпродуктивной полемике об интерпретации фактов. Наша задача — создание интегративной культурологической метадисциплины: методологически стройной, интерпретационно толерантной, фактологически насыщенной, ориентированной на диалог. Нашей акцией мы видим фундаментальную обзорную публикацию, в которой обобщены все попытки исследования и осмысления старообрядчества (культурологами, религиоведами, историками, этнологами и этнографами, политологами, экономистами, социологами, литературоведами и лингвистами, более того, философами, идеологами, публицистами, литераторами). Наши рабочие задачи: 1) вовлечение научной общественности в междисциплинарный диалог; 2) выработка компаративной методологии для исследования древлеправославия; 3) представление старообрядчества как семиотически насыщенного объекта, доступного к исследованию в разных плоскостях гуманитаристики. Наша цель — выявление тех аспектов русской традиционной ментальности, которые дали возможность староверам осуществлять самобытную модель русской модернизации — гибкую, внимательную к новациям науки и техники, отзывчивую на мировые социальные сдвиги, но бережно хранящую и воспроизводящую наследие предков, живую связь с традиционной культурой, историей, языком. Сбереженные и непрестанно являемые староверами самостоятельность, самодостаточность, товарищество, семейственность — эти черты более чем актуальны в наше время, в поисках Россией своего места в открытом многополярном мире. Поиск этих принципов — долг современного российского гуманитария и наша научная сверхзадача. Создание новой актуальной метадисциплины старообрядоведения, запуск гуманитарного исследовательского диалога, выработка и оттачивание новой и гибкой методологии, знакомство исследователей староверия и традиционной культуры с фактами и оценками из иных областей знания — все это штрихи научной значимости нашего проекта.

Ключевые слова

старообрядоведение, старообрядчество, староверие, древлеправославие, старообрядческий, православие, традиционный, традиция, культура, православие, культурное наследие, модернизация, культуротворчество, традицио-нализм, модернизм.

Список литературы

1 Агеева Е. А. Старообрядцы в мусульманском окружении: опыт взаимодействия // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: Материалы VI МНПК. Улан-Удэ: Изд-во БурятГУ, 2015. С. 20–26.

2 Антонов А. В. Царский путь // Родина. 1998. № 1. С. 18.

3 Аргудяева Ю. В. Русские старообрядцы в Южной Америке // Религиоведение. 2014. № 1. С. 76–93.

4 Аргудяева Ю. В. Эмиграция русских старообрядцев-дальневосточников в Китай и Северную Америку // Религиоведение. 2012. № 2. С. 9–20.

5 Аргудяева Ю. В., Хисамутдинов А. А. Из России через Азию в Америку. Владивосток: Изд-во ДВО РАН, 2013. 428 с. 

6 Арефьев М. А., Давыденкова А. Г. Религия и религиозные организации в правовом поле Российского государства // Lex Russica. 2016. № 12 (121). С. 237–243.

7 Ассонов Н. В. Формирование представлений о власти в политических доктринах старообрядчества // Власть. 2008. № 7. С. 71–74.

8 Аторин Р. Ю. Религиозное мировоззрение протопопа Аввакума и влияние его деятельности на развитие экклесиологии старообрядчества: дис. … канд. филос. наук. Белгород, 2009. 154 с. 

9 Баев В. Г., Воронова-Оренбургская С. О. Социальная философия старообрядчества // Вестник ЧелГУ. Философия. Социология. Культурология. 2011. Вып. 22. № 30. С. 27–31.

10 Баев В. Г., Давыденкова А. Г. Категория «духовность» в контексте старообрядческой культуры // Вестник ЛенГУ им. А. С. Пушкина. 2012. № 1. С. 220–228.

11 Бакулов В. Д. Социокультурные метаморфозы утопизма. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2003. 362 с.

12 Бобков А. И. Русский раскол как философское противостояние соборности и квазирелигиозности // Известия ИГУ. Серия: Политология. Религиоведение. 2017. Т. 19. С. 57–62.

13 Бубнов Н. Ю. Путешествие уральских казаков в Беловодское царство: погоня за призраком // Петербургская библиотечная школа. 2016. № 4 (56). С. 54–63.

14 Быконя Г. Ф. О влиянии политической воли на развитие этнонациональной русской идентичности в XV–XVII вв. // Известия ИГУ. Серия: История. 2017. Т. 21. С. 8–14.

15 Бытко С. С. Новые сведения о восприятии старообрядцев творческой общественностью во второй половине XIX века // Никоновские чтения: в 2 т. / под ред. М. С. Уколова, А. С. Никитина. Чебоксары: Изд-во ЧувашГПУ, 2016. Т. 1: Актуальные вопросы культурологии и искусствоведения. С. 42–49.

16 Верняев И. И. Старообрядчество и власть в постсоветской России // Новейшая история России. 2017. № 2 (19). С. 192–208.

17 Глинчикова А. Г. Раскол или срыв «русской Реформации»? М.: Культурная революция, 2008. 384 с. 

18 Глинчикова А. Г., Синеокая Ю. В., Степанянц М. Т. Архаизация: поворот вспять или мобилизация к будущему? // Философский журнал. 2017. Т. 10, № 3.
С. 133–152.

19 Дутчак Е. Е. Геополитическая символика сквозь призму эсхатологии // Общественные науки и современность. 2010. № 3. С. 163–172.

20 Жукоцкий В. Д. Русская интеллигенция и религия: опыт историософской реконструкции смысла // Философия и общество. 2001. № 1 (22). С. 87–114.

21 Заплетина С. Н. Социально-психологические аспекты благотворительности в России // Известия СамНЦ РАН. Т. 17, № 1. С. 87–92.

22 Знатнов А. В. Противление злу ненасилием, или Культура мира в старообрядческой книжности // Румянцевские чтения: Материалы НПК «Книга и культура мира в России» (20–21 апреля 2000 г.). М.: Пашков дом, 2000. С. 69–77.

23 Иоаниди А. Ф., Шелпаков Ю. Ф. Религиозный фактор и военная безопасность Российской федерации // Наука и военная безопасность. 2016. № 2 (5). С. 15–18.

24 Карнышев А. Д. Взаимодействие религиозных и психолого-экономических установок в традициях и инновация старообрядчества // Журнал институциональных исследований. 2011. Т. 3, № 4. С. 59–70.

25 Керов В. В. Между традиционализмом и модернизацией. Статья 1. Кризис русской духовной культуры XVII века и идея оцерковления жизни // Общественные науки и современность. 2010. № 5. С. 111–125.

26 Ковригина И. А. Старообрядческая педагогика как пример межпоколенной трансмиссии традиционных ценностей // Образование и культурный капитал: Сборник научных статей II ВНПК / под ред. С. В. Пишун. Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2016. С. 22–27.

27 Кожурин А. Я., Кожурин К. Я. Старообрядчество в работах русских консерваторов второй половины XIX — начала ХХ века // Известия СПбГАУ. 2014. № 36. С. 277–284.

28 Кожурин К. Я. Богослужение как основа миросозерцания и культурной деятельности старообрядцев // Вестник ЛенГУ им А. С. Пушкина. 2012. № 4. С. 69–77.

29 Кожурин К. Я. Боярыня Морозова. М.: Молодая гвардия, 2012. 380 с. 

30 Кожурин К. Я. Духовные учителя сокровенной Руси. СПб.: Питер, 2007. 320 с.

31 Кожурин К. Я. Повседневная жизнь старообрядцев. М.: Молодая гвардия, 2014. 560 с.

32 Кожурин К. Я. Протопоп Аввакум: Жизнь за веру. М.: Молодая гвардия, 2013. 396 с. 

33 Кожурин К. Я. Теории южно-западнорусских богословов как источник старообрядческой историософии // Известия СПбГАУ. 2015. № S. С. 55–58.

34 Коровин В. М. Главная военная тайна США. Сетевые войны. М.: Яуза, Эксмо, 2009. 285 с.

35 Кузнецова Н. Ю., Ружинская И. Н. Старообрядческая традиция наставничества как пример непрерывной образовательной традиции // Непрерывное образование: XXI век. 2016. Вып. 4 (16). С. 50–61.

36 Куропаткина О. В. Роль религии в нациестроительстве современной России // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2014. Т. 7, № 1 (33). С. 26–38.

37 Лазаревич М. А. Традиции меценатства в древлеправославии // Актуальные вопросы интеллектуальной истории и гуманитарного знания в XXI веке: Материалы МНПК / под ред. С. В. Демида. Рязань: Созвездие, 2016. С. 42–44.

38 Лихачев Д. С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси // Лихачев Д. С. Избранные работы: в 3 т. Л.: Худож. лит., 1987. Т. 2. С. 280–297.

39 Маджаров А. С. Развитие концепции религиозного раскола Русской православной церкви и земства во второй половине XIX в. (С. М. Соловьев, А. П. Щапов) // Известия ИГУ. Серия: Политология. Религиоведение. 2017. Т. 19. С. 40–49.

40 Маслова Ю. В. Типология взглядов русских мыслителей на старообрядчество // Культура и цивилизация. 2016. № 3. С. 74–90.

41 Матющенко В. С. Проблема религиозной идентичности в контексте понимания особенностей старообрядчества // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2015. Т. 14. С. 194–201.

42 Миняева С. Б. Старообрядцы-странники как первая организация сетевого типа в России // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения: Материалы VI ВНПК. В 2 т. / под ред. В. Я. Баркалов, А. В. Иванов. Барнаул: Си-пресс, 2012. Т. 1. С. 245–249.

43 Моррис Р. А., Моррис (Юмсунова) Т. Б. Русские староверы на Аляске // Вестник БГУ. 2009. № 10. С. 115–122.

44 Мудрик А. В. Социализация у старообрядцев: подход к проблеме // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 2. С. 14–18.

45 Муравьев А. В. Социальная альтернатива русского старообрядчества. Ч. 2 // Социальная реальность. 2010. № 10. С. 35–47.

46 Мурашова Н. С. Персоносфера старообрядческого духовного стиха // Вестник славянских культур. 2017. Т. 45. С. 71–85.

47 Нимаев Д. Д., Имихелов А. В. Этнокультурные и этнодемографические процессы в Сибири (XVII – начало ХХ в.) // Вестник БНЦ РАН. 2011. № 2. С. 50–60.

48 Новиков А. Г. Роль церковного раскола XVII века в формировании российской цивилизации // Идеи и идеалы. 2011. Т. 2, № 1. С. 11–18.

49 Носырев И. Стяжательство или неизбежность? // Родина. 2013. № 7. С. 82–85.

50 Осипов И. В., Падалкина В. В., Сажина В. А. Российское старообрядчество в системе государственно-конфессиональных отношений // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 63. С. 116–135.

51 Перекрестов Р. И. Из истории взаимоотношений старообрядцев с кружком А. И. Герцена // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 14 / под ред. В. И. Осипов. М.: Музей истории и культуры старообрядчества, 2012. С. 28–34.

52 Пермиловская А. Б. Русский Север — специфический код культурной памяти // Культура и искусство. 2016. № 2 (32). С. 155–163.

53 Плотникова А. А. Славянские островные ареалы в этнолингвистическом аспекте // Вестник славянских культур. 2016. Т. 42. С. 99–114.

54 Попова О. В. Трансформация этнокультурных систем старообрядческих общин в зарубежных странах // Вестник ОГУ. 2015. № 7 (182). С. 173–181.

55 Потехина Е. А. Повседневная жизнь крестьянина-старообрядца // Russian Peasant Studies. 2017. Vol. 2, № 1. С. 77–89.

56 Пругавин А. С. Самоистребление. Проявления аскетизма и фанатизма в расколе // Русская Мысль. 1885. № 1. С. 77–155.

57 Пулькин М. В. Историческая суицидология: по материалам старообрядческих самосожжений // Культурно-историческая психология. 2012. № 2. С. 96–103.

58 Пыжиков А. В. Грани русского раскола. Тайная роль старообрядчества от 17 века до 17 года. М.: Концептуал, 2018. 528 с. 

59 Расков Д. Е. Бегство от мира и земной успех: экономическая культура зарубежных староверов // Идеи и идеалы. 2016. Т. 1, № 4 (30). С. 37–53.

60 Расков Д. Е. Старообрядческая традиция и Постмодерн // Философия хозяйства. 2004. № 2. С. 111–124.

61 Расков Д. Е. Экономические институты старообрядчества. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. 344 с. 

62 Расков Д. Е. Эсхатология и активность в миру староверов // Христианское чтение. 2012. № 6. С. 82–94.

63 Романова А. П., Канатьева Н. С., Топчиев М. С. Конфессиональный Чужой: вестиментарные маркеры старообрядчества // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2016. № 3 (48). С. 111–117.

64 Романова Е. В. Массовые сожжения в старообрядчестве в России в XVII–XIX веках. СПб.: Изд-во ЕУСпб, 2012. 217 с.

65 Солженицын А. И. Письмо из Америки // Солженицын А. И. Публицистика: в 3 т. Ярославль: Верхне-Волжское книжное изд-во, 1996. Т. 2.: Общественные заявления, письма, интервью. С. 293–305.

66 Столбов В. П. К вопросу о симфонии государства и религии (историософский аспект) // Известия ВУЗов. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2017. № 3 (33). С. 80–92.

67 Товбин К. М. «Параллельная Россия»: старообрядческие локусы как возрождение Святой Руси в эпоху Модерна // Вестник Российской нации. 2013. № 3–4. С. 41–63.

68 Товбин К. М. Концепция «Москва — третий Рим» в русском православном старообрядчестве. СПб.: Археодоксiя, 2014. 94 с. 

69 Товбин К. М. Пострелигия и ее становление в русском старообрядчестве. М.: Этносоциум, 2014. 478 с.

70 Товбин К. М. Церковный раскол XVII века как столкновение ментальных проектов // Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 1. С. 109–120.

71 Товбин К. М., Семичаевский А. В., Соколов В. В. Старообрядцы Русской Америки как пример современного традиционализма // Известия УрФУ. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2016. Т. 156, № 22 (4). С. 227–234.

72 Урушев Д. А. Иван Сергеевич Тургенев и русское старообрядчество // Спасский вестник. 2012. № 20. С. 82–89.

73 Урушев Д. А. Начало русской драмы // История в подробностях. 2013. № 7 (37). С. 20–25.

74 Урушев Д. А. Тайна Святой Руси: История старообрядчества в событиях и лицах. М.: Вече, 2013. 400 с. 

75 Урушев Д. А. Художественное воплощение образа в ранней старообрядческой литературе // Ценности и смыслы. 2010. № 4. С. 116–123.

76 Фаткуллина Р. Р., Попова О. В. Географический аспект трансформации природопользования старообрядцев в России // Вестник ОГУ. 2015. № 6 (181).
С. 217–228.

77 Хирьянова Л. В. Мировоззренческие предпосылки церковного раскола XVII века как отражение тенденций современной старообрядческой культуры // Общество и этнополитика: Материалы III НПК СибАГС / под ред. Л. В. Савинов. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2010. С. 209–216.

78 Хисамутдинов А. А. Русская Аляска и православие. Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2015. 349 с.

79 Чистяков Г. С. Старообрядческая соборность как форма консервативной демократии // Традиционная книга и культура позднего русского средневековья: Труды ВНК к 40-летию полевых археографических исследований МГУ им. М. В. Ломоносова. Ярославль: Паломник, 2008. Ч. 2: История, книжность и культура русского старообрядчества. С. 73–75.

80 Чуркин М. К. Сценарии и опыт модернизации империи в условиях освоения окраин // Вестник ОмГУ. Серия: Исторические науки. 2015. № 1. С. 4–11.

81 Шахов М. О. Старообрядческое мировоззрение: Религиозно-философские основы и социальная позиция. М.: Изд-во РАГС, 2001. 267 с.

82 Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: в 2 т. М.: ЯСК, 2002. 490 с. 

PDF-файл

Скачать