Название статьи

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТНОДИЗАЙНА НА ПРИМЕРЕ УПАКОВКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Автор/ы

Т. С. Бекетова

Сведения об авторе/авторах

Татьяна Сергеевна Бекетова — кандидат технических наук, доцент, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, ул. Ключевская, д. 40В, стр. 9, 670013 г. Улан-Удэ, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4290-8661
E-mail: tya-paderina@narod.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2023

Номер журнала

Т. 68

Страницы

С. 300–316

Дата поступления статьи

31.08.2020

Дата одобрения рецензентами

25.10.2022

Дата публикации

28.06.2023

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-68-300-316

Индекс УДК

39+74+659.154

Индекс ББК

30.18+ 63.5

Аннотация

публикация посвящена развитию теории этнодизайна, с этой целью проанализированы примеры упаковки продовольственных товаров, в дизайне которых использованы мотивы русской и белорусской культур. Впервые разработана классификация возможных видов этнокультурных компонентов, на основании которых может быть сформирована уникальная вербально-визуальная составляющая этнодизайна. Уточнено определение понятия «этномаркер» в области дизайна; предложена и рассмотрена на примере упаковки структура исследования этнодизайна продукта. В процессе анализа дизайна выведены следующие положения: во-первых, этнокультурные компоненты в зависимости от своей способности ассоциировать дизайн-продукт с каким-либо этносом неравнозначны и делятся на две группы — доминирующие и второстепенные; во-вторых, каждый этнокультурный компонент обладает такой характеристикой, как этноидентифицирующая способность (предложено впервые); в-третьих, этноидентифицирующая способность зависит от степени известности и уникальности конкретного этномаркера. Структурно-семантический анализ образцов упаковки в «славянском стиле» позволил выделить наиболее часто используемые этнокультурные компоненты. Среди них высокой этноидентифицирующей способностью обладали этнонимы и их производные (русский, Россия, славянский, по-русски); цифровые шрифты, имитирующие кириллическое письмо; национальный костюм и его элементы, этнокультурный ландшафт; уникальные мотивы декоративно-прикладного искусства; фольклорные персонажи; образы архитектурных сооружений, предметов быта. Второстепенными этнокультурными компонентами, как правило, выступали распространенные орнаментальные мотивы; образы традиционного хозяйствования; визуальное отображение менталитета этноса; цветовая палитра дизайна.

Ключевые слова

дизайн, этнос, структура этнодизайна, этнокультурный компонент, этномаркер, этноидентифицирующая способность, русский, славянский, бренд, этноним, шрифтовая гарнитура, национальный костюм, этнокультурный архетип, этнокультурный ландшафт.

Список литературы

1 Андреева Л. А., Хопияйнен О. А., Филимонова Н. В., Якимчук А. В. Язык, культура, питание: национальная кухня как этномаркер в молодежной среде // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Вып. 9. № 6–2. С. 147–153.

2 Бекетова Т. С. Этнодизайн упаковки с применением «старославянских» шрифтов // Визуальная культура: искусство, дизайн, медиатехнологии: сб. научн. ст. XX Всерос. научн.-практич. конф., Омск, 20 мая 2021 г. Омск: Омский государственный технический ун-т, 2021. С. 10–15.

3 Белых С. К. Этнос и археологические «Этномаркеры» (полемические заметки) // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2013. № 1. C. 100–105.

4 Гмызина Э. В. Цвет в языковой и культурной картине мира средневековой Руси // Приоритетные направления развития науки и образования. 2015. № 4 (7). С. 45–47.

5 Горнец В. А. Определение критериев этнического дизайна // Совершенствование гуманитарных технологий в образовательном пространстве вуза: факторы, проблемы, перспективы: мат. всерос. (с междунар. участием) научн.-методич. семинара, Екатеринбург, 13–15 марта 2019 г. Екатеринбург: Уральский федеральный ун-т им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2019. С. 63–69.

6 Кондратьева К. А. Дизайн и экология культуры. М.: Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, 2000. 105 с. 

7 Мамлеева Л. Анатомия бренда. М.: Вершина, 2007. 288 с.

8 Монаков А. М. Этнос и этническая идентичность // Вестник Московского университета. Серия 7 Философия. 2008. № 1. С. 72–91.

9 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Аз, 1996. 928 с.

10 Себрюк А. Н. Русская бабушка как один из архетипов русской культуры // Вестник славянских культур. 2018. Т. 47. С. 40–50.

11 Шляхова С. С. Внешность, традиционный идеал и антропологический тип русских в авто- и гетеростереотипах // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2013. № 11. С. 160-171. 

12 Дизайн упаковки молока «Муракинские горки» // Брендинговое агентство «Style You». URL: https://www.style-you.ru/portfolio/dizajn-upakovki-tetra-pack-slim.html (дата обращения: 18.07.2021). 

13 Дизайн упаковок под торговой маркой «Slavian Fest» // Брендинговое агентство «Остров Свободы» Brandexpert. URL: https://www.os-design.ru/portfolio/item/slavianfest (дата обращения: 01.07.2021).

14 Домик в деревне // Сайт торговой марки «Домик в деревне». URL: https://domik-v-derevne.com/products/smetana/ (дата обращения: 01.07.2021).

15 Комплексная разработка торговой марки бакалейной продукции «Добрая жонка» // Брендинговое агентство «Fabula Branding». URL: https://fabula.by/portfolio/potrebitelskiy-brending/dobraya-zhonka/?sphrase_id=10245 (дата обращения: 01.07.2021).

16 Комплексная разработка торговой марки «Вітаем!» // Брендинговое агентство «Fabula Branding». URL: https://fabula.by/portfolio/potrebitelskiy-brending/vitaem/?sphrase_id=10245 (дата обращения: 13.07.2021). 

17 Комплексная разработка торговой марки картофеля «Бабiна лета» // Брендинговое агентство «Fabula Branding». URL: https://fabula.by/portfolio/potrebitelskiy-brending/babina-leta/?sphrase_id=10244 (дата обращения: 18.07.2021).

18 kruchenas.net обновило дизайн всей линейки молочной продукции КФХ Русское Поле // Портал «Advertology.Ru» — все о рекламе, маркетинге и PR. URL: http://www.advertology.ru/print146700.htm (дата обращения: 18.07.2021).

19 Поваров И. Год Сочи-2014. Часть первая. Общая характеристика XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи // Медиапортал «Sports.ru». URL: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/fanzenit95/736612.html (дата обращения: 18.07.2021).

20 Разработка упаковки продуктов «Дары России» // BrandFactory RUSSIA — брендинговая компания-эксперт. URL: http://brand-factory.ru/portfolio_ls_rus-presents_4-5.html# (дата обращения: 18.07.2021).

21 «Ратимир» расписал упаковку под хохлому // Отраслевой портал «Unipack.Ru». URL: https://news.unipack.ru/43744/#comments (дата обращения: 01.07.2021).

22 Руспрод: Знаменитая марка овсяных хлопьев «Геркулес» полностью преображается // ADVIS.RU — Агентство Для Вашего Информационного Сервиса URL: https://www.advis.ru/php/print_news.php?id=D98EB1FC-6A5D-E546-BD7F-7B08410CEC40 (дата обращения: 01.07.2021). 

23 «Русские пельмени»: дизайн упаковки // Брендинговое агентство Depot. URL: https://www.depotwpf.ru/portfolio/russkie_pelmeni/ (дата обращения: 14.07.2021).

24 Сметановна // Сайт компании «Эрманн». URL: https://www.ehrmann.ru/products/smetanovna/smetana/ (дата обращения: 01.07.2021).

25 Степановна // Сайт торговой марки «Степановна». URL: http://степановна.рф/ (дата обращения: 01.07.2021). 

PDF-файл

Скачать