Название статьи

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕКСТИЛЬНОМ ДИЗАЙНЕ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Автор/ы

А. С. Дембицкая

И. В. Рыбаулина

Сведения об авторе/авторах

Александра Сергеевна Дембицкая — старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства и художественного текстиля, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 117997 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8678-5210
E-mail: dembitskaya-as@rguk.ru

Ирина Викторовна Рыбаулина — кандидат технических наук, доцент, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 117997 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1799-469X
E-mail: rybaulina-iv@rguk.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2022

Номер журнала

Т. 64

Страницы

С. 316–324

Дата поступления статьи

28.12.2021

Дата одобрения рецензентами

05.03.2022

Дата публикации

28.06.2022

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-64-316-324

Индекс УДК

74.01/.09

Индекс ББК

85.126(2)+37.23(2)

Аннотация

В статье выявляются и описываются основные пути и формы становления и развития геометрического орнамента от канонического текстильного орнамента до современных текстильных геометрических рисунков. Рассматриваются наиболее значимые исторические этапы формирования и особенности художественного отечественного текстиля. Отмечается, что мануфактурный период оказал наиболее значимое влияние на развитие отечественного геометрического орнамента. Промышленные технологии позволили получать на поверхности ткани более сложные орнаментальные композиции по сравнению с набойным рисунком тканей ремесленного изготовления. В статье также проанализировано влияние конструктивизма, как нового стиля начала XX столетия, рассмотрен геометризированный агитационный текстиль, оказавший влияние на формирование новых взглядов на создание художественных приемов проектирования геометрических орнаментальных текстильных рисунков. Кратко, на отдельных примерах рассматриваются стилевые течения середины – второй половины XX в., оказавшие влияние на формирование художественно-эстетической концепции проектирования современного геометрического рисунка. Особое внимание уделяется современным методам проектирования геометрических текстильных орнаментов. Определено, что современный геометрический орнамент сочетает различные проектные подходы и технологии его нанесения на ткань, что позволяет получать совершенно новые художественно-образные решения и эстетические особенности восприятия. В тексте статьи отмечаются возможности развития структурной организации геометрических орнаментальных форм в современном отечественном текстильном дизайне.

Ключевые слова

орнамент, геометрия, канон, ткань, раппорт, проектирование, геометрический рисунок, симметрия, мотив, дизайн.

Список литературы

1 Адаскина Н. Л. Любовь Попова. М.: С. Э. Гордеев, 2010. 252 с.

2 Адаскина Н. Л. Проблемы производственного искусства в творчестве Л. С. Поповой // Художественные проблемы предметно-производственной среды.
ВНИИТЭ. Тезисы конф., семинаров, совещаний. М.: ВНИИТЭ, 1978. С. 57–62.

3 Бесчастнов Н. П. Агиттекстиль // Декоративное искусство СССР. 1986. № 2. С. 48–49.

4 Бесчастнов Н. П., Лаврентьев А. Н. Ткань авангарда. М.: РИП — холдинг, 2020. 336 с.

5 Бесчастнов Н. П. Художественный язык орнамента. М.: Гуманитарно-издат. центр ВЛАДОС, 2010. 335 с.

6 Бесчастнов Н. П., Журавлева Т. А. Художественное проектирование текстильного печатного рисунка. Учеб. пособие. М.: Изд-во МГТУ, 2003. 294 с.

7 Дембицкая А. С. Древняя геометрия форм в текстильном орнаменте // Сб. мат. Всерос. научн.-практич. конф. «ДИСК-2019». М.: Изд-во РГУ им. А. Н. Косыгина, 2019. Ч. 1. С. 177–181.

8 Дембицкая А. С., Бесчастнов Н. П., Рыбаулина И. В. Анализ возможностей и путей использования клетчатого орнамента для костюма и интерьерных изделий // Современные инженерные проблемы в производстве товаров народного потребления. Сб. научн. тр. междунар. научн.-технич. симпозиума, Международного Косыгинского форума, 2019. М.: Изд-во РГУ им. А. Н. Косыгина, 2019. С. 195–199. 

9 Дембицкая А. С., Бесчастнов Н. П., Рыбаулина И. В. Тканое полотно и орнамент: сложение узорного канона // Декоративно-прикладное искусство и предметно-пространственная среда Вестник МГХПА. 2019. № 3. Ч. 1. С. 265–276.

10 Лаврентьев А. Н. А. М. Родченко, В. Ф. Степанова. М.: Книга, 1986. 160 с.

11 Лаврентьев А. Н. Александр Родченко. М.: Архитектура С, 2007. 128 с.

12 Лаврентьев А. Н. Варвара Степнова. М.: Фонд русский авангард, 2009. С. 109–117.

13 Лаврентьев А. Н. ВАРСТ. Геометрические цветы на конструктивистическом поле. М.: Грантъ, 2000. 32 с.

14 Морозова Е. В., Щербакова А. В. Влияние орнаментации западных тканей 1960-х гг. на советский текстиль 70–80-х гг. XX столетия // Дизайн и технологии. 2015. № 46 (88). С. 6–14.

15 Сидорина Е. В. Конструктивизм без берегов. Исследования и этюды о русском авангарде. М.: Прогресс-традиция, 2012. 656 с.

16 Сидорина Е. В. Русский конструктивизм. Идеи. Истоки. Практика. М.: [б.и.], 1995. 240 с.

17 Степанова В. Ф. Человек не может жить без чуда. М.: Сфера, 1994. 304 с.

18 Туловская Ю. А. Текстиль авангарда. Рисунки для ткани. М.: TATLIN, 2010. 252 с.

19 Хан-Магомедов С. О. Конструктивизм. М.: Стройиздат, 2003. 576 с.

20 Щербакова А. В. Принципы и методы художественного проектирования печатного текстильного рисунка 50-х – 60-х годов XX века. Зарубежный и отечественный опыт: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2013. 26 с. 

PDF-файл

Скачать