Название статьи

ПУСТОЗЕРСКИЕ МУЧЕНИКИ В СОВРЕМЕННОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ГИМНОГРАФИИ

Автор/ы

О. А. Светлова

Сведения об авторе/авторах

Ольга Александровна Светлова — кандидат искусствоведения, доцент, проректор по научной и творческой работе, Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, ул. Советская, д. 31, 630099 г. Новосибирск, Россия. E-mail: svetlolga@mail.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2019

Номер журнала

Т. 53

Страницы

С. 224–239

Дата поступления статьи

04.07.2018

Дата публикации

28.09.2019

Индекс УДК

783:271.2

Индекс ББК

85.313(2)  

Аннотация

Статья затрагивает вопрос современного литургического творчества старообрядцев, связанного с возрождением в богослужебной практике служб старообрядческим святым, созданным в период после раскола Русской Церкви. В качестве материала избраны два богослужебных цикла — Служба пустозерским мученикам протопопу Аввакуму, священнику Лазарю, диакону Феодору и иноку Епифанию, созданная в 20-х гг. XX в. епископом Иннокентием Усовым, и Служба святому священномученику и исповеднику Аввакуму и иже с ним за древнее благочестие в Пустозерске сожженным, подготовленная уставщиком Казанской старообрядческой общины и изданная в 2006 г. В статье дается описание состава службы, предпринимается сравнительный текстологический анализ циклов, в ходе которого отмечаются наиболее существенные изменения вербального текста в некоторых песнопениях — стихирах, величании, прославляющих протопопа Аввакума. Рассматриваются предписанные гласовые модели роспевов (подобны и самогласны) для определенных жанров, что регламентирует интонационно-
певческое воплощение текстов. Особое внимание уделено оригинальному невменному роспеву первой стихиры на литии исповеднику Аввакуму «Да радуется»
3-го гласа, как образцу современного музыкального гимнотворчества. Соответствие певческой структуры вербальному текст, мелодически и функционально грамотное использование попевочного фонда гласа, с определенной долей вариантности, позволяют говорить о профессиональном мастерстве роспевщика в создании единственной в службе новой певческой композиции. В результате анализа казанская служба определяется как редакция цикла епископа Иннокентия, в которой переработка текста осуществлена с целью сосредоточения на фигуре протопопа Аввакума. В содержании службы-редакции при сохранении идейного стержня — памяти особо почитаемых мученик, пострадавших в Пустозерске, на первый план выдвигается образ священномученика Аввакума, тем самым подчеркивается роль духовного лидера старообрядчества.

Ключевые слова

старообрядчество, святой, служба пустозерским мученикам, служба священномученику Аввакуму, гимнотворчество, стихира, роспев.

Список литературы

1 Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. По рукописным материалам XV–XVIII вв. Л.: Музыка, 1972. 424 с.

2 Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л.: Музыка, 1984. 304 с. 

3 Ирмосы. Верещагино: б. и., 2001. 224 л. 

4 Калашников Л. Ф. Азбука церковнаго знаменнаго пения. М.: Знаменное пение, 1915. 40 с. 

5 Лихачев Д. С. Текстология: Краткий очерк. М.; Л.: Наука, 1964. 102 с.

6 Лозовая И. Е. Столповой знаменный распев (2-я половина XV–XVII вв.). Формульная структура: Материалы к спецкурсу по истории русской музыки
XI–XVII вв. М.: Науч.-издат. центр «Московская консерватория», 2015. 80 с.

7 Маркелов Г. В., Панченко Ф. В. О гимнографическом творчестве на Выгу // Труды отдела древнерусской литературы. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. Т. LI. С. 420–425.

8 Маркелов Г. В., Панченко Ф. В. О литургическом творчестве выговцев // Труды отдела древнерусской литературы. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. Т. L.
С. 221–222.

9 Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. 557 с.

10 Металлов В. М. Осмогласие знаменного распева. М.: [Б. и.], 1899. 96 с.

11 Минея общая. М.: [Б. и.], 2008. 293 л. 

12 Освященный собор // Слово Церкви: Старообрядческий церковно-общественный журнал. 1917. № 24. С. 441–444.

13 Панченко Ф. В. Описание рукописного отдела Библиотеки РАН. СПб.: Петерб. востоковедение, 2001. Т. 9, вып. 1: Певческие рукописи выголексинского письма. XVIII — первая половина XIX в. 494 с.

14 Панченко Ф. В. Премудрости выговских мастеропевцев (Рукопись из собрания Ф. А. Каликина) // Монастырская традиция в древнерусском певческом искусстве: К 600-летию основания Кирилло-Белозерского монастыря. СПб.: Фонд во имя свт. Димитрия Ростовского, 2000. С. 205–224.

15 Панченко Ф. В. Рукописное наследие выговских мастеропевцев: история, традиция, творчество: автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2002. 310 с.

16 Писания выговцев: Сочинения поморских старообрядцев в Древлехранилище Пушкинского Дома. Каталог-инципитарий / сост. Г. В. Маркелов. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 420 с.

17 Понырко Н. В. Древнерусская литература после Древней Руси: Служба пустозерским мученикам // Труды отдела древнерусской литературы. СПб.: Наука, 2014. Т. LXIII. С. 220–237.

18 Понырко Н. В. Кирилло-Епифаниевский житийный цикл и житийная традиция в Выговской старообрядческой литературе // Труды отдела древнерусской литературы. Л.: Наука, 1974. Т. XXIX. С. 154–169. 

19 Понырко Н. В. Эстетические позиции писателей Выговской литературной школы // Книжные центры Древней Руси. XVII век: Разные аспекты исследования. СПб.: Наука, 1994. С. 104–112.

20 Православный старообрядческий церковный календарь, 1997. М.: Церковь, 1997. 112 с.

21 Семененко-Басин И. В. Прославление святых в старообрядческой Церкви в первой четверти XX в. // Старообрядчество в России (XVII–XX века) / отв. ред. и сост. Е. М. Юхименко. М.: Языки славянских культур, 2010. Вып. 4.
С. 159–182.

22 Служба святому священномученику и исповеднику Аввакуму и иже с ним за древнее благочестие в Пустозерске сожженным. М.: [Б. и.], 2006. 60 л.

23 Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря / под. ред. С. Г. Вургафт, И. А. Ушаков. М.: Церковь, 1996. 318 с.

24 Юхименко Е. М. «Виноград Российский» Семена Денисова (текстологический анализ) // Древнерусская литература. Источниковедение. Л.: Наука, 1984. С. 249–262.

25 Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и литература: в 2 т. / под науч. ред. Н. В. Понырко. М.: Языки славянских культур, 2002. Т. 1. 544 с. Т. 2. 480 с.

26 Юхименко Е. М. Литературное наследие Выговского старообрядческого общежительства: в 2 т. / под науч. ред. Н. В. Понырко. М.: Языки славянских культур, 2008. Т. 1. 686 с. Т. 2. 564 с.

27 Юхименко Е. М. Повесть об осаде Соловецкого монастыря Семена Денисова — памятник Выговской литературной школы первой половины XVIII в.: автореф. дис. … канд. филол. наук. Л., 1991. 241 с.

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации