Название статьи |
СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ СТРИТ-АРТ. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ |
Автор/ы |
В. П. Вешнев Д. Г. Ткач |
Сведения об авторе/авторах |
Василий Павлович Вешнев — инженер-исследователь, Российсий государстенный униерситет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Малая Калужская ул., д. 1, 119071 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1535-5504. E-mail: wave.trk@gmail.com Дмитрий Геннадиевич Ткач — кандидат искусствоведения, профессор, Российсий государстенный униерситет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Малая Калужская ул., д. 1, 119071 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1535-5504 E-mail: tkach.dmitry@mail.ru |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2021 |
Номер журнала |
Т. 59 |
Страницы |
С. 343–351 |
Дата поступления статьи |
26.08.2020 |
Дата публикации |
28.03.2021 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-59-343-351 |
Индекс УДК |
7.03 |
Индекс ББК |
85.103(2)6 |
Аннотация |
В статье представлен обзор основных периодов становления российского стрит-арта как художественного явления. Анализируется роль ведущих авторов и объединений, сыгравших ключевую роль в развитии этого вида искусства. Выявлена структура и описаны характерные особенности российского стрит-арта. Стрит-арт — это особая форма современного урбанистического изобразительного искусства, отличающаяся большим разнообразием творческих концепций и художественных техник. Произведения стрит-арта всегда контекстуальны, в большей или меньшей степени интегрированы в городскую эстетическую и коммуникационную среду, как правило, стилистически и тематически актуальны, нацелены на прямой диалог со зрителем. В России стрит-арт возникает в конце 1990-х – начале 2000-х гг. как продолжение художественных практик граффити-субкультур, в его последующем становлении и развитии выделяются три периода: 1995–2005 гг. — становление художественного явления; 2005–2015 гг. — развитие и общественное признание; 2015 г. – по настоящее время — активная экспансия в информационно-медийное пространство, в сферу искусства и дизайна, институциональное признание. Развитие стрит-арта в России, как и во всем мире, происходит под влиянием глобальной массовой визуальной культуры, однако в последнее десятилетие набирает силу альтернативная тенденция, заключающаяся в активном использовании национального художественно-образного контента. Продвигаются и получают одобрение проекты, отражающие актуальную для России общественно-политическую и культурную повестку, приуроченные к памятным датам и важнейшим событиям страны. |
Ключевые слова |
стрит-арт, уличное искусство, монументальное искусство, дизайн городской среды. |
Список литературы |
1 Вейц М. Е. Проекты паблик-арта как диалог между художниками и горожанами (на примере проекта «Критическая масса») // Журнал исследований социальной политики. 2012. Т. 10, № 1. С. 95–108. 2 Вильчинская-Бутенко М. Э. Урбанистическое искусство в отечественных исследованиях // Известия высших учебных заведений. Технология легкой промышленности. 2016. Т. 33, № 3. С. 52–73. 3 Голынко Вольфсон Д. Стрит-арт: теория и практика обживания уличной среды // Художественный электронный журнал. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/16/article/225 (дата обращения: 25.08.2020). 4 Костарева И. Пост-граффити: как стрит-арт становится предметом музейного искусства // Design Mate. URL: https://designmate.ru/read/megapolis/post-graffiti (дата обращения: 25.08.2020). 5 Кудряшов И. С. Стрит-арт как феномен современной культуры: проблемы генезиса и семиотические особенности // Критика и семиотика. 2014. № 2. 6 Поносов И. Г. Искусство и город: Граффити, уличное искусство, активизм. М.: Игорь Поносов, 2016. 208 с. 7 Смирнов А. В. Дворовое искусство как стратегия дизайна городского пространства // Вестник СПбГУПТД. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. 2016. № 4. С. 135. 8 Судакова О. Н. Урбанистическое искусство: территория социальных интересов или разговор о новой форме эстетики // Труды института бизнес-коммуникаций / под общ. ред. М. Э. Вильчинской-Бутенко. СПб.: Изд-во СПбГУПТД, 2017. Т. 2. 187 с. 9 Тимофей Радя. Все что я знаю об уличном искусстве // Премия Кандинского. URL: http://www.kandinskyprize.ru/timofej-radya-2/ (дата обращения: 25.08.2020). 10 Цыгина Н. А. Уличное искусство в контексте современной визуальной культуры: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2015. 30 с. 11 Эстетика стрит-арта: сборник статей / под общ. ред. К. А. Куксо-Бутенко. СПб.: Изд-во СПбГУПТД, 2017. 96 с. |
PDF-файл |