Название статьи

ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД В АНАЛИЗЕ РОССИЙСКИХ И ЕВРОПЕЙСКИХ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР

Автор/ы

Ю. А. Кузовенкова

Сведения об авторе/авторах

Юлия Александровна Кузовенкова — кандидат культурологии, доцент, Самарский государственный медицинский университет Мин-здрава России, ул. Чапаевская, д. 89, 443099 г. Самара, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0085-6103. E-mail: mirta-80@mail.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2021

Номер журнала

Т. 60

Страницы

С. 42–54

Дата поступления статьи

10.02.2020

Дата публикации

28.06.2021

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-60-42-54

Индекс УДК

008

Индекс ББК

71.07

Аннотация

В европейской научной традиции принято выделять модерновую и постмодерновую парадигмы молодежных субкультур. В отечественном поле исследований вопрос о парадигмах молодежных субкультур остается открытым. Особенность субкультур в России заключается в том, что большинство из них возникло в европейской культуре. В связи с этим представляют интерес особенности функционирования западных культурных образцов в российском культурном пространстве. Европейский парадигмальный подход представлен в трудах Д. Хэбдиджа и Д. Магглтона. Парадигмальные характеристики анализа субкультур, предложенные данными авторами, положены в основу анализа отечественного эмпирического материала. В частности, в исследовании учитываются такие характеристики, как наличие/отсутствие границы между субкультурами, наличие/отсутствие идеологии субкультуры, фиксированность/текучесть субкультурной идентичности, наличие/отсутствие влияния масс-медиа на субкультурную идентичность, наличие/отсутствие капиталистических ценностей в субкультуре, наличие/отсутствие протестного потенциала у субкультур. Эмпирическим материалом стали интервью, взятые у представителей первой и второй волны субкультуры граффити Самары. Мы выявили парадигмальные характеристики у субкультуры первой и второй волны и сравнили их. Результаты позволяют говорить о том, что российское субкультурное пространство обладает своей спецификой, а субкультурные парадигмы как первой, так и второй волны носят гибридный характер, заключая в себе черты одновременно модерновой и постмодерновой парадигм. 

Ключевые слова

модерновая парадигма, постмодерновая парадигма, субкультура, постсубкультура, граффити, молодежь.

Список литературы

1 Кузовенкова Ю. А. Граффити и стрит-арт как точки расхождения институций и теоретиков мира искусства // Художественная культура. 2015. № 3–4. URL: http://artculturestudies.sias.ru/2015-3-4/yazyki/4839.html (дата обращения: 06.02.2020).

2 Кузовенкова Ю. А. Зарождение хип-хоп культуры в России: кейс-стади в Самаре // От фрагмента к целому: парадигмы культурных изменений. Мат. Междунар. научн. конф. (Самара, 2016 г.) / под ред. В. И. Ионесова. Самара: Изд-во СГИК, ЗАО «Сокол-Т», 2016. С. 270–287.

3 Литвина Д. А. Что значит быть настоящим: молодежные культуры в поисках аутентичности // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 1. С. 324–341.

4 Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга: социологический и антропологический анализ / под ред. В. В. Костюшева. СПб.: Норма, 1999. 304 с. 

5 Молодежные субкультуры / Исламшина Т. Г., Максимова О. А., Салагаев А. Л. и др. Казань: Изд-во КНИТУ, 1997. 116 с.

6 Омельченко Е. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца ХХ века: кто кого? // Неприкосновенный запас. 2004. № 4. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2004/4/subkultury-i-kulturnye-strategii-na-molodezhnoj-sczene-koncza-hh-veka-kto-kogo.html (дата обращения: 15.01.2020).

7 Омельченко Е. Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? «Молодость» в публичном пространстве современности // Журнал исследований социальной политики. 2006. Т. 4, № 2. С. 151–182.

8 Радаев В. В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социс. 2018. № 3. С. 15–33.

9 Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры. СПб.: Наука, 1993. 340 с.

10 Australian Government. Classification Review Board. URL: https://web.archive.org/web/20061008174431/http://www.oflc.gov.au/resource.html?resource=794&filename=794.pdf (дата обращения: 08.02.2020).

11 Baker H. A. Jr. Black studies — Rap And The academy. Chicago: The University of Chicago press, 1993. 117 p.

12 Clarke J., Hall S., Jefferson T., Roberts B. Subcultures, Cultures and Class: A theoretical overview. In: Resistance through rituals: Youth subcultures in post-war Britain / ed. by S. Hall, T. Jefferson. London: Routledge, 2003. P. 9–74.

13 Crane D. The Transformation of the Avant-Garde — The New York Art World, 1940–1985. Chicago: University of Chicago Press, 1987. 248 p.

14 Dennant P. Urban expression... Urban assault... Urban wildstyle... New york city graffiti. American studies project, 1997 // Graffiti.org. URL: https://www.graffiti.org/faq/pamdennant.html (дата обращения: 18.09.2019).

15 Ferrell J. Crimes of style: Urban graffiti and the politics of criminality. New England: Northeastern University Press, 1996. 256 p.

16 Green B., Reit J.-A., Bigum C. Teaching the Nintendo Generation? Children, Computer, Culture and the Popular Technologies / ed. by S. Howard. London: UCL Press, 1998. P. 19–41.

17 Hebdige D. Subculture: The Meaning of Style. London: Methuen, 1979. 195 р.

18 Muggleton D. Inside Subculture The Postmodern Meaning of Style. Oxford. New York: Berg, 2002. 198 p. 

19 Polhemus T. Style Surfing: What to Wear in the 3rd Millennium. London: Thames & Hudson, 1996. 144 p. 

20 Williams J. P. Authenticity. In: Encyclopedia of Social Deviance / ed. by C. J. Forsyth, H. Copes. Los Angeles, London, Nes Dehli, Singapore, Washington DC: Sage, 2014. P. 42–43.

PDF-файл

Скачать