Название статьи |
ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД В АНАЛИЗЕ РОССИЙСКИХ И ЕВРОПЕЙСКИХ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР |
Автор/ы |
Ю. А. Кузовенкова |
Сведения об авторе/авторах |
Юлия Александровна Кузовенкова — кандидат культурологии, доцент, Самарский государственный медицинский университет Мин-здрава России, ул. Чапаевская, д. 89, 443099 г. Самара, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0085-6103. E-mail: mirta-80@mail.ru |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2021 |
Номер журнала |
Т. 60 |
Страницы |
С. 42–54 |
Дата поступления статьи |
10.02.2020 |
Дата публикации |
28.06.2021 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-60-42-54 |
Индекс УДК |
008 |
Индекс ББК |
71.07 |
Аннотация |
В европейской научной традиции принято выделять модерновую и постмодерновую парадигмы молодежных субкультур. В отечественном поле исследований вопрос о парадигмах молодежных субкультур остается открытым. Особенность субкультур в России заключается в том, что большинство из них возникло в европейской культуре. В связи с этим представляют интерес особенности функционирования западных культурных образцов в российском культурном пространстве. Европейский парадигмальный подход представлен в трудах Д. Хэбдиджа и Д. Магглтона. Парадигмальные характеристики анализа субкультур, предложенные данными авторами, положены в основу анализа отечественного эмпирического материала. В частности, в исследовании учитываются такие характеристики, как наличие/отсутствие границы между субкультурами, наличие/отсутствие идеологии субкультуры, фиксированность/текучесть субкультурной идентичности, наличие/отсутствие влияния масс-медиа на субкультурную идентичность, наличие/отсутствие капиталистических ценностей в субкультуре, наличие/отсутствие протестного потенциала у субкультур. Эмпирическим материалом стали интервью, взятые у представителей первой и второй волны субкультуры граффити Самары. Мы выявили парадигмальные характеристики у субкультуры первой и второй волны и сравнили их. Результаты позволяют говорить о том, что российское субкультурное пространство обладает своей спецификой, а субкультурные парадигмы как первой, так и второй волны носят гибридный характер, заключая в себе черты одновременно модерновой и постмодерновой парадигм. |
Ключевые слова |
модерновая парадигма, постмодерновая парадигма, субкультура, постсубкультура, граффити, молодежь. |
Список литературы |
1 Кузовенкова Ю. А. Граффити и стрит-арт как точки расхождения институций и теоретиков мира искусства // Художественная культура. 2015. № 3–4. URL: http://artculturestudies.sias.ru/2015-3-4/yazyki/4839.html (дата обращения: 06.02.2020). 2 Кузовенкова Ю. А. Зарождение хип-хоп культуры в России: кейс-стади в Самаре // От фрагмента к целому: парадигмы культурных изменений. Мат. Междунар. научн. конф. (Самара, 2016 г.) / под ред. В. И. Ионесова. Самара: Изд-во СГИК, ЗАО «Сокол-Т», 2016. С. 270–287. 3 Литвина Д. А. Что значит быть настоящим: молодежные культуры в поисках аутентичности // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 1. С. 324–341. 4 Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга: социологический и антропологический анализ / под ред. В. В. Костюшева. СПб.: Норма, 1999. 304 с. 5 Молодежные субкультуры / Исламшина Т. Г., Максимова О. А., Салагаев А. Л. и др. Казань: Изд-во КНИТУ, 1997. 116 с. 6 Омельченко Е. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца ХХ века: кто кого? // Неприкосновенный запас. 2004. № 4. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2004/4/subkultury-i-kulturnye-strategii-na-molodezhnoj-sczene-koncza-hh-veka-kto-kogo.html (дата обращения: 15.01.2020). 7 Омельченко Е. Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? «Молодость» в публичном пространстве современности // Журнал исследований социальной политики. 2006. Т. 4, № 2. С. 151–182. 8 Радаев В. В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социс. 2018. № 3. С. 15–33. 9 Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры. СПб.: Наука, 1993. 340 с. 10 Australian Government. Classification Review Board. URL: https://web.archive.org/web/20061008174431/http://www.oflc.gov.au/resource.html?resource=794&filename=794.pdf (дата обращения: 08.02.2020). 11 Baker H. A. Jr. Black studies — Rap And The academy. Chicago: The University of Chicago press, 1993. 117 p. 12 Clarke J., Hall S., Jefferson T., Roberts B. Subcultures, Cultures and Class: A theoretical overview. In: Resistance through rituals: Youth subcultures in post-war Britain / ed. by S. Hall, T. Jefferson. London: Routledge, 2003. P. 9–74. 13 Crane D. The Transformation of the Avant-Garde — The New York Art World, 1940–1985. Chicago: University of Chicago Press, 1987. 248 p. 14 Dennant P. Urban expression... Urban assault... Urban wildstyle... New york city graffiti. American studies project, 1997 // Graffiti.org. URL: https://www.graffiti.org/faq/pamdennant.html (дата обращения: 18.09.2019). 15 Ferrell J. Crimes of style: Urban graffiti and the politics of criminality. New England: Northeastern University Press, 1996. 256 p. 16 Green B., Reit J.-A., Bigum C. Teaching the Nintendo Generation? Children, Computer, Culture and the Popular Technologies / ed. by S. Howard. London: UCL Press, 1998. P. 19–41. 17 Hebdige D. Subculture: The Meaning of Style. London: Methuen, 1979. 195 р. 18 Muggleton D. Inside Subculture The Postmodern Meaning of Style. Oxford. New York: Berg, 2002. 198 p. 19 Polhemus T. Style Surfing: What to Wear in the 3rd Millennium. London: Thames & Hudson, 1996. 144 p. 20 Williams J. P. Authenticity. In: Encyclopedia of Social Deviance / ed. by C. J. Forsyth, H. Copes. Los Angeles, London, Nes Dehli, Singapore, Washington DC: Sage, 2014. P. 42–43. |
PDF-файл |