Название статьи |
ЛЕТОПИСНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ ОБ УБИЕНИИ БАТЫЯ В ВЕНГРИИ: СЮЖЕТ И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ НИКОНОВСКОЙ ЛЕТОПИСИ) |
Автор/ы |
Е. А. Андреева |
Сведения об авторе/авторах |
Екатерина Александровна Андреева — кандидат филологических наук, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия. E-mail: aaa46aaa@yandex.ru |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2019 |
Номер журнала |
Т. 51 |
Страницы |
С. 90–98 |
Дата поступления статьи |
26.10.2018 |
Дата публикации |
28.03.2019 |
Индекс УДК |
821.161.1 |
Индекс ББК |
83.3(2Рос=Рус)4 |
Аннотация |
Повествование о гибели Батыя в Венгрии, помещенное в Никоновскую летопись под 1246 г., является ярким и неординарным произведением древнерусской литературы с точки зрения сюжета и жанра. В его основе лежит не реальное историческое событие (Батый умер в 1255 или 1256 гг.), но легендарное повествование о том, как Батый потерпел поражение от некоего венгерского короля Владислава, что явилось наказанием за содеянное ранее с русскими князьями Михаилом Черниговским и Ярославом Всеволодовичем, убитыми в ставке хана. Автор текста, по предположению историков, Пахомий Серб, включил в повествование различные символические и лирические отступления, внес фольклорные мотивы. Основная идея произведения — возможность победить врага, одолеть монголо-татар — диктует выбор формы, поэтому текст, рассказывающий о гибели Батыя, — неоднородное в своей жанровой сущности произведение. Из предлагаемых исследователями жанровых определений: повесть, слово, сказание — наиболее точным можно считать последнее. В сказаниях, в отличие от повестей, хотя и действуют исторические личности (хотя в тексте исторические фигуры весьма условны) и центром повествования является одержанная над врагом победа, однако легендарные, вымышленные события, мотивы становятся доминирующими. Необычность выбора темы (рассказ о гибели врага), яркая образность, эмоциональная напряженность, нарушение исторической точности в целях утверждения конкретной идеи приводят к появлению произведения, которое сложно отнести с конкретной замкнутой жанровой форме, налицо взаимодействие жанров. |
Ключевые слова |
древнерусская литература, летопись, Орда, хан, сюжет, жанр, повесть, сказание. |
Список литературы |
1 Горский А. А. «Повесть о убиении Батыя» и русская литература 70-х годов XV века // Средневековая Русь. М.: Индрик, 2001. Вып. 3. С. 191–221. 2 Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. СПб.: Тип. Эдуарда Праца, 1885. Т. 10. 244 с. 3 Майоров А. В. К вопросу об исторической основе и источниках «Повести о убиении Батыя» // Средневековая Русь. М.: Индрик, 2014. Вып. 11. С. 105–146. 4 Малэк Э. Образы ангелов в древнерусской письменности (ангелы грозные, тихие и милостивые) // ТОДРЛ. СПб.: Изд-во АН, 2003. Т. 54. С. 201–210. 5 Розанов С. В. «Повесть об убиении Батыя» // ИОРЯС. 1916. Т. 21. Кн. 1. 6 Руди Т. Р. «Яко столп непоколебим» (об одном агиографическом топосе) // ТОДРЛ. СПб., Изд-во АН, 2004. Т. 55. С. 211–227. 7 Серебрянский Н. Н. Древнерусские княжеский жития. М.: Синодальная тип., 1915. 175 с. 8 Халанский М. Г. Великорусские былины Киевского цикла. Варшава: Тип. М. Зенкевича, 1885. 237 с. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|