Название статьи |
МЫСЛЬ И ЯЗЫК В «РАЗМЕТАННЫХ ЛИСТАХ» И.Ф. АННЕНСКОГО |
Автор/ы |
Шевчук Ю.В. |
Сведения об авторе/авторах |
Юлия Вадимовна Шевчук — доктор филологических наук, главный научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25A, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия. |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2024 |
Номер журнала |
Т. 74 |
Страницы |
С. 70–84 |
Дата поступления статьи |
29.04.2024 |
Дата одобрения рецензентами |
15.08.2024 |
Дата публикации |
29.12.2024 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-74-70-84 |
Индекс УДК |
821.161.1.0 |
Индекс ББК |
83.3(2Рос=Рус)6 |
Аннотация |
В статье анализируются стихотворения И.Ф. Анненского из третьей части книги «Кипарисовый ларец». Субъектная организация лирики поэта рассмотрена в контексте его филологических размышлений и литературно-критических трудов. Одной из главных задач для автора статьи является обнаружение и осмысление форм лиризма в цикле «Разметанные листы». «Кипарисовый ларец» — художественный эксперимент поэта и филолога. Большое влияние на интеллектуальную поэзию Анненского оказали открытия сравнительно-исторической и психологической школ отечественного литературоведения. Утверждается, что в итоговой поэтической книге автор отразил душевную и духовную жизнь современника, ничего не принимающего на веру, в познании мира опирающегося на непосредственные впечатления и ощущения. В ситуации напряженной борьбы субъекта с собственным сознанием для него важны чувство вещи и чувство языка. В «Разметанных листах» Анненский стремится усилить «субъективный» компонент слова. Поэта интересуют пограничные состояния сознания, в которых мысль субъекта существует между пониманием и интуицией. Язык становится формой лиризма не исповедального, предполагающего прямое слово героя о том, что у него на душе, а опосредованного — отраженного в звуках, интонациях, ритмах, словах, прерванных репликах. В некоторых формах лиризм Анненского вос‑ принимается как буквально интерсубъектный, выраженный полифонией голосов. |
Ключевые слова |
И.Ф. Анненский, «Кипарисовый ларец», психологизм, трагизм, лиризм, лирический субъект, звук, ритм, слово. |
Список литературы |
Исследования Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 с. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Л.: Прибой, 1929. 244 с. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с. Верхейл К. Трагизм в лирике Анненского // Иннокентий Анненский и русская культура ХХ века. СПб.: Арсис, 1996. С. 31–43. Ларин Б. О Кипарисовом Ларце // Литературная мысль. Альманах. Петроград: Мысль, 1923. Вып. II. С. 149–158. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев В.С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. Философия и наука. М.: Наука, 1972. С. 28–94. Пономарева Г.М. И. Анненский и А. Потебня: (К вопросу об источнике концепции внутренней формы в «Книгах отражений» И. Анненского) // Типология литературных взаимодействий: Труды по русской и славянской филологии: Литературоведение. Ученые записки Тартуского государственного университета. Tapту: Изд-во Тартского гос. ун-та, 1983. Вып. 620. С. 64–73. Пономарева Г.М. И.Ф. Анненский и А.Н. Веселовский: (Трансформация методологических принципов акад. Веселовского в «Книгах отражений» Анненского) // Труды по русской и славянской филологии: Литература и публицистика: Проблемы взаимодействия. Ученые записки Тартуского государственного университета. Тарту: Изд-во Тартского гос. ун-та, 1986, Вып. 683. С. 84–93. Пономарева Г.М. Философско-эстетические взгляды Иннокентия Анненского // Тартуский государственный университет. Тезисы докладов по гуманитарным и естественным наукам. Русская литература. Тарту: Изд-во Тартского гос. ун-та, 1986. С. 31–34. Смирнов И.П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. М.: Наука, 1977. 204 с. Шевчук Ю.В. Символизм сознания в поэзии И.Ф. Анненского // Русские поэты ХХ века: материалы и исследования. Иннокентий Анненский (1855–1909). М.: Азбуковник, 2022. С. 550–565. Шевчук Ю.В. Трагизм самосознания человека культуры в «Трилистниках» И.Ф. Анненского // Вестник славянских культур. 2022. Т. 64. С. 148–162. Шевчук Ю.В. Трагическая ирония в «Складнях» И.Ф. Анненского // Вестник славянских культур. 2019. Т. 54. С. 242–256. Источники Анненский И.Ф. История античной драмы: Курс лекций. СПб.: Гиперион, 2003. 416 с. Анненский И.Ф. Книги отражений. М.: Наука, 1979. 680 с. Анненский И.Ф. Письма: в 2 т. СПб.: Издат. дом «Галина скрипсит»; Издательство им. Н.И. Новикова, 2009. Т. 2: 1906–1909. 528 с. Анненский И.Ф. Стихотворения и трагедии. Л.: Сов. писатель, 1990. 640 с. Ахматова А. Собр. соч.: в 6 т. М.: Эллис Лак, 1998. Т. 1. 968 с. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. Пг.: Мысль, 1923. 224 с. |
PDF-файл |
Скачать |