Название статьи

МЫСЛЬ И ЯЗЫК В «РАЗМЕТАННЫХ ЛИСТАХ» И.Ф. АННЕНСКОГО

Автор/ы

Шевчук Ю.В.

Сведения об авторе/авторах

Юлия Вадимовна Шевчук — доктор филологических наук, главный научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25A, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000‑0002‑3784‑2100
E-mail: julyshevchuk@yandex.ru

Рубрика

Филологические науки

Год

2024

Номер журнала

Т. 74

Страницы

С. 70–84

Дата поступления статьи

29.04.2024

Дата одобрения рецензентами

15.08.2024

Дата публикации

29.12.2024

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-74-70-84

Индекс УДК

821.161.1.0

Индекс ББК

83.3(2Рос=Рус)6

Аннотация

В статье анализируются стихотворения И.Ф. Анненского из третьей части книги «Кипарисовый ларец». Субъектная организация лирики поэта рассмотрена в контексте его филологических размышлений и литературно-критических трудов. Одной из главных задач для автора статьи является обнаружение и осмысление форм лиризма в цикле «Разметанные листы». «Кипарисовый ларец» — художественный эксперимент поэта и филолога. Большое влияние на интеллектуальную поэзию Анненского оказали открытия сравнительно-исторической и психологической школ отечественного литературоведения. Утверждается, что в итоговой поэтической книге автор отразил душевную и духовную жизнь современника, ничего не принимающего на веру, в познании мира опирающегося на непосредственные впечатления и ощущения. В ситуации напряженной борьбы субъекта с собственным сознанием для него важны чувство вещи и чувство языка. В «Разметанных листах» Анненский стремится усилить «субъективный» компонент слова. Поэта интересуют пограничные состояния сознания, в которых мысль субъекта существует между пониманием и интуицией. Язык становится формой лиризма не исповедального, предполагающего прямое слово героя о том, что у него на душе, а опосредованного — отраженного в звуках, интонациях, ритмах, словах, прерванных репликах. В некоторых формах лиризм Анненского вос‑ принимается как буквально интерсубъектный, выраженный полифонией голосов.

Ключевые слова

И.Ф. Анненский, «Кипарисовый ларец», психологизм, трагизм, лиризм, лирический субъект, звук, ритм, слово.

Список литературы

Исследования

Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 с.

Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Л.: Прибой, 1929. 244 с.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.

Верхейл К. Трагизм в лирике Анненского // Иннокентий Анненский и русская культура ХХ века. СПб.: Арсис, 1996. С. 31–43.

Ларин Б. О Кипарисовом Ларце // Литературная мысль. Альманах. Петроград: Мысль, 1923. Вып. II. С. 149–158.

Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев В.С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. Философия и наука. М.: Наука, 1972. С. 28–94.

Пономарева Г.М. И. Анненский и А. Потебня: (К вопросу об источнике кон­цепции внутренней формы в «Книгах отражений» И. Анненского) // Типоло­гия литературных взаимодействий: Труды по русской и славянской филологии: Литературоведение. Ученые записки Тартуского государственного универси­тета. Tapту: Изд-во Тартского гос. ун-та, 1983. Вып. 620. С. 64–73.

Пономарева Г.М. И.Ф. Анненский и А.Н. Веселовский: (Трансформация методо­логических принципов акад. Веселовского в «Книгах отражений» Анненского) // Труды по русской и славянской филологии: Литература и публицистика: Про­блемы взаимодействия. Ученые записки Тартуского государственного универси­тета. Тарту: Изд-во Тартского гос. ун-та, 1986, Вып. 683. С. 84–93.

Пономарева Г.М. Философско-эстетические взгляды Иннокентия Анненского // Тартуский государственный университет. Тезисы докладов по гуманитарным и естественным наукам. Русская литература. Тарту: Изд-во Тартского гос. ун-та, 1986. С. 31–34.

Смирнов И.П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. М.: Наука, 1977. 204 с.

Шевчук Ю.В. Символизм сознания в поэзии И.Ф. Анненского // Русские поэты ХХ века: материалы и исследования. Иннокентий Анненский (1855–1909). М.: Азбуковник, 2022. С. 550–565.

Шевчук Ю.В. Трагизм самосознания человека культуры в «Трилистниках» И.Ф. Анненского // Вестник славянских культур. 2022. Т. 64. С. 148–162.

Шевчук Ю.В. Трагическая ирония в «Складнях» И.Ф. Анненского // Вестник славянских культур. 2019. Т. 54. С. 242–256.

Источники

Анненский И.Ф. История античной драмы: Курс лекций. СПб.: Гиперион, 2003. 416 с.

Анненский И.Ф. Книги отражений. М.: Наука, 1979. 680 с.

Анненский И.Ф. Письма: в 2 т. СПб.: Издат. дом «Галина скрипсит»; Издатель­ство им. Н.И. Новикова, 2009. Т. 2: 1906–1909. 528 с.

Анненский И.Ф. Стихотворения и трагедии. Л.: Сов. писатель, 1990. 640 с.

Ахматова А. Собр. соч.: в 6 т. М.: Эллис Лак, 1998. Т. 1. 968 с.

Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. Пг.: Мысль, 1923. 224 с.

PDF-файл

Скачать